Математическое развитие – это сдвиги и изменения в познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование первых математических представлений у детей четвертого года жизни
Математическое развитие ребенка протекает на протяжение всего детства. Первые математические представления начинают формироваться тогда, когда ребенок начинает оценивать форму и цвет окружающих его предметов, сравнивать между собой объекты по величине, свойствам, размерам и т.д. Развитие происходит во всех видах детской деятельности (рисование, игры, конструирование, аппликация и т.д.). В процессе деятельности ребенок не замечает, как усваивает сенсорные эталоны.
Первые математические представления у детей формируются о размерах, форме и расположении предметов в пространстве. Постепенно данные представления накапливаются и совершенствуются. Дети уже не просто имеют представления о предметах, но и постепенно учатся манипулировать предметами в зависимости от их свойств и характеристик.
Математическое развитие детей четвертого года жизни основано на познании ими геометрических фигур, их свойств и отношений. Данные знания расширяют кругозор детей, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.).
На четвертом году жизни у детей начинает формироваться геометрическое мышление. Формирование проходит в несколько последовательных этапов.
Этапы развития геометрического мышления:
- Ребенок воспринимает фигуру как нечто целое, он еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает отличий от других фигур, каждая фигура воспринимается им обособленно.
- Ребенок способен выделять в фигуре некоторые элементы, устанавливать между ними отношения, сравнивать между собой разные фигуры. Однако он еще не способен осознавать общности между фигурами.
- Ребенок способнее уже не только выделять элементы, но и устанавливать между структурой и свойством фигур связи.
Переход от одного этапа к другому не происходит самопроизвольно, он не зависит от биологического роста ребенка. Важным в переходах является организованное и целенаправленное математическое развитие детей. То есть, если с детьми проводятся занятия по математическому развитию, то переход от уровня к уровню у них будет быстрее, чем у тех детей с кем не осуществляется целенаправленная работа по математическому развитию. Именно поэтому очень важно своевременно организовать непосредственную образовательную деятельность, направленную на математическое развитие детей.
Методы и средства математического развития детей четвертого года жизни
Одним их основных средств математического развития детей четвертого года жизни является игра. В играх дети получают первые представления о геометрических фигурах. Задача педагога заключается в том, чтобы ребенок узнал и усвоил правильное название каждой фигуры. Кроме того, педагог учит детей правильно обследовать фигуры по их контурам.
Наибольшей эффективностью в плане математического развития среди игр обладают дидактические игры. Используя дидактические игры в развитии детей, педагог решает программные задачи и организует эффективный образовательный процесс. Подбор дидактических игр осуществляется на основании учета возраста детей, их индивидуальных возможностей и потребностей, а также в соответствии с поставленной целью учебного занятия.
Дидактическая игра как средство математического развития может быть использована как учебное задание или упражнение, направленное на решение конкретной образовательной задачи.
Эффективность дидактических игр обусловлена тем, что они отличаются от типичных учебных заданий необычной постановкой задачи. Дидактические игры более интересны и занимательны.
Таким образом, игра является эффективным средством математического развития детей четвертого года жизни. Она может быть использована в «чистом» виде, либо можно придать игровой характер учебному упражнению и использовать его в качестве метода обучения.
Продуктивная деятельность детей, такая как рисование, лепка и аппликация способствуют целенаправленному и полноценному распознаванию окружающих предметов. Именно поэтому продуктивная деятельность используется в качестве средства математического развития детей.
Во время рисования, лепки или аппликации у детей развивается умение видеть, какой фигуре присущи конкретные формы, а также обследование предметов и выделение в них общей и основной формы, отдельных деталей.
Еще одним средством математического развития детей четвертого года жизни являются упражнения, которые предполагают распознавание геометрических фигур, определение фор различных предметов. К таким играм относятся «Домино», «Геометрическое лото», «Разложи в коробки» «Найди лишнее» и т.д.
Помимо игр и упражнений, в качестве средства математического развития используются плоские фигуры различного цвета и размеры. Вначале педагог учит детей различать фигуры, заучивает с детьми их название. Далее дети учатся различать фигуры по цвету и размеру, сравнивать между собой одинаковые фигуры (треугольники, квадраты, круги и т.д.), затем различать разные фигуры и называть их характерные отличительные особенности (количество углов, сторон и т.д.). После того как дети усвоят данные знания задание может быть усложнено. Педагог разрезает фигуры на 2-3 части, задача детей составить их разрезанных частей нужную фигуру.
Таким образом, одна из основных задач математического развития детей четвертого года жизни – развитие у них познавательных способностей. Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и признаков предметов. Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах.