Проблема заикания в профессиональной деятельности педагога
Заикание – это сбои в точности и плавности речевого произношения, искажение ритма речи, вызванное возникновением судорог в мышцах речевого аппарата.
Заикание является речевой патологией, требующей проведения логопедической коррекции. Патология развивается, как правило, в дошкольном возрасте и корректируется в этот же период. Однако, возможны и исключения: развитие заикания в следствие перенесения тяжелой психологической травмы, нервного расстройства и иных заболеваний головного мозга.
Если заикание возникло в период формирования речи, то его коррекция, в большинстве случаем, является возможной. При этом, заикание может стать составляющей частью жизни человека. Ему предстоит научиться жить с этим и стать полноценным членом социума.
Заикание не является противопоказанием к профессиональному росту и развитию человека. Однако, если данный речевой дефект имеется у педагога, то его профессиональная деятельность сталкивается с рядом проблем. Они обусловлены тем, что заикание вызывает у человека проявление некоторых психологических особенностей. К ним относятся:
- Чрезмерная эмоциональность и чувствительность.
- Стеснение при установлении социальных контактов.
- Робость в выражении своих мыслей и точки зрения.
- Усиление яркости воображения и фантазии, что ведет к усугублению признаков заикания.
- Слабая воля.
- Применение уловок в поведении для сглаживания заикания и его маскировки.
- Страх при разговорах с определенными людьми, больших аудиторий.
Все эти особенности, по сути, являются противопоказаниями к профессиональной деятельности педагога. Ведь его речь и поведение должны служить образцом для подражания учащимся. Однако, заикание искажает речь, делает ее непонятной, нарушает ее смысл. Это снижает качество и эффективность работы педагога.
Заикание педагога может сопровождаться его напряжением, испытанием сильного стресса перед речевыми высказываниями. Это приводит к снижению его работоспособности. Педагог стремится организовать свою деятельность таким образом, чтобы минимизировать речевое взаимодействие с учащимися. А это снижает продуктивность образовательной деятельности.
Требования к речи педагога
Речь педагога, работающего с детьми разных возрастов должна быть культурной и правильной. Это обусловлено его профессиональными ориентирами деятельности: всестороннее развитие подрастающего поколения.
Чтобы реализовывать свою деятельность в полной мере, педагогу необходимо владеть приемами речевого общения и взаимодействия, уметь строить правильные высказывания, владеть выразительными средствами языка. При этом, любые речевые дефекты затрудняют работу педагога и снижают ее эффективность.
Речь педагога должна соответствовать ряду условий, обуславливающих эффективность выполнения им своих профессиональных обязанностей:
- Речь должна быть точной. Это означает, что ее содержание должно отражать смысл, заложенный в ней. Недопустимо говорить одно, а подразумевать другое. Это вызовет непонимание учащихся и снизит эффективность их восприятия учебной информации.
- Речь должна быть правильной. Предполагается соблюдение грамматических и орфографических норм построения предложений, соблюдение правил образования слов.
- Чистота произношения. Необходимо исключить из своего словаря жаргонную лексику и нецензурные выражения. Также, нельзя применять слова паразиты и диалектные выражения. Речь педагога является образцом для подражания. Поэтому, ее чистота необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
- Владение выразительными языковыми средствами. Педагог должен оперировать интонацией, изменять темп речи, подбирать высоту голоса, чтобы отразить в речи смысл, эмоциональный аспект, чувства. Посредством выразительной речи можно оказать воздействие на учащегося: привлечь внимание, мотивировать к прослушиванию информации, вызвать эмоциональное переживание и т.д.
- Логичное построение речевых высказываний. Между всеми фразами, произносимыми педагогом, должна прослеживаться связь речевых компонентов. Только так, можно полноценно донести до учащихся смысл фраз.
- Богатство речи. Педагог должен владеть обширным лексиконом, уметь правильно употреблять слова, оперировать выражениями, применять разные средства выразительности и образности речи.
Эти требования отражают невозможность выполнения продуктивной образовательной деятельности педагогом с заиканием.
Поэтому, при возникновении заикания, педагогу требуется корректировать данный речевой дефект, если он желает продолжать заниматься педагогической деятельностью.
Логопедическая коррекция заикания взрослого человека
В большинстве случаев, заикание взрослого человека является следствием возникшего в детстве и недолеченного речевого дефекта. В некоторых случаях, заикание приобретается взрослым человеком. В любом случае, оно требует коррекции, основанной на комплексном подходе: сочетание различных методик коррекционной терапии.
Лечебно-педагогическая коррекция заикания реализуется в соответствии с учетом следующих требований:
- Комплексность логопедической, медицинской, педагогической и психологической помощи, процедур для устранения или сглаживания заикания.
- Приоритет медицинской направленности работы. Это обусловлено возрастной спецификой проявления заикания. Взрослому человеку назначается логотерапевтическая коррекция, логопсихотерапевтические процедуры для устранения заикания.
- Поэтапная коррекционная работа. Требуется начинать с применения простых методов коррекционного воздействия разной направленности, постепенно усложняя их.
- Достижение определенного коррекционного эффекта на каждом этапе терапии.
- Индивидуальный подход к каждому пациенту. Коррекционная программа требует учета индивидуальных признаков заикания, особенностей его проявления, психологических нарушений, а также особенностей личностного развития учащихся.
Как правило, логопедическая коррекция заикания, у взрослого человека, реализуется в три стадии:
- Проведение в течение двух недель артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, формирование основ простого общения.
- Проведение речевой зарядки, отработка навыков чтения, пересказа, составления текстов и практики разговорной речи. Это реализуется в течение двенадцати занятий.
- Отработка произношения художественных текстов: заучивание стихотворений, отрывков текстов, театральных реплик, формирование собственного доклада на разные темы.