Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логопедия (заикание) как свойство личности педагога

Проблема заикания в профессиональной деятельности педагога

Определение 1

Заикание – это сбои в точности и плавности речевого произношения, искажение ритма речи, вызванное возникновением судорог в мышцах речевого аппарата.

Заикание является речевой патологией, требующей проведения логопедической коррекции. Патология развивается, как правило, в дошкольном возрасте и корректируется в этот же период. Однако, возможны и исключения: развитие заикания в следствие перенесения тяжелой психологической травмы, нервного расстройства и иных заболеваний головного мозга.

Если заикание возникло в период формирования речи, то его коррекция, в большинстве случаем, является возможной. При этом, заикание может стать составляющей частью жизни человека. Ему предстоит научиться жить с этим и стать полноценным членом социума.

Заикание не является противопоказанием к профессиональному росту и развитию человека. Однако, если данный речевой дефект имеется у педагога, то его профессиональная деятельность сталкивается с рядом проблем. Они обусловлены тем, что заикание вызывает у человека проявление некоторых психологических особенностей. К ним относятся:

  1. Чрезмерная эмоциональность и чувствительность.
  2. Стеснение при установлении социальных контактов.
  3. Робость в выражении своих мыслей и точки зрения.
  4. Усиление яркости воображения и фантазии, что ведет к усугублению признаков заикания.
  5. Слабая воля.
  6. Применение уловок в поведении для сглаживания заикания и его маскировки.
  7. Страх при разговорах с определенными людьми, больших аудиторий.

Все эти особенности, по сути, являются противопоказаниями к профессиональной деятельности педагога. Ведь его речь и поведение должны служить образцом для подражания учащимся. Однако, заикание искажает речь, делает ее непонятной, нарушает ее смысл. Это снижает качество и эффективность работы педагога.

«Логопедия (заикание) как свойство личности педагога» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Заикание педагога может сопровождаться его напряжением, испытанием сильного стресса перед речевыми высказываниями. Это приводит к снижению его работоспособности. Педагог стремится организовать свою деятельность таким образом, чтобы минимизировать речевое взаимодействие с учащимися. А это снижает продуктивность образовательной деятельности.

Требования к речи педагога

Речь педагога, работающего с детьми разных возрастов должна быть культурной и правильной. Это обусловлено его профессиональными ориентирами деятельности: всестороннее развитие подрастающего поколения.

Чтобы реализовывать свою деятельность в полной мере, педагогу необходимо владеть приемами речевого общения и взаимодействия, уметь строить правильные высказывания, владеть выразительными средствами языка. При этом, любые речевые дефекты затрудняют работу педагога и снижают ее эффективность.

Речь педагога должна соответствовать ряду условий, обуславливающих эффективность выполнения им своих профессиональных обязанностей:

  1. Речь должна быть точной. Это означает, что ее содержание должно отражать смысл, заложенный в ней. Недопустимо говорить одно, а подразумевать другое. Это вызовет непонимание учащихся и снизит эффективность их восприятия учебной информации.
  2. Речь должна быть правильной. Предполагается соблюдение грамматических и орфографических норм построения предложений, соблюдение правил образования слов.
  3. Чистота произношения. Необходимо исключить из своего словаря жаргонную лексику и нецензурные выражения. Также, нельзя применять слова паразиты и диалектные выражения. Речь педагога является образцом для подражания. Поэтому, ее чистота необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
  4. Владение выразительными языковыми средствами. Педагог должен оперировать интонацией, изменять темп речи, подбирать высоту голоса, чтобы отразить в речи смысл, эмоциональный аспект, чувства. Посредством выразительной речи можно оказать воздействие на учащегося: привлечь внимание, мотивировать к прослушиванию информации, вызвать эмоциональное переживание и т.д.
  5. Логичное построение речевых высказываний. Между всеми фразами, произносимыми педагогом, должна прослеживаться связь речевых компонентов. Только так, можно полноценно донести до учащихся смысл фраз.
  6. Богатство речи. Педагог должен владеть обширным лексиконом, уметь правильно употреблять слова, оперировать выражениями, применять разные средства выразительности и образности речи.

Эти требования отражают невозможность выполнения продуктивной образовательной деятельности педагогом с заиканием.

Поэтому, при возникновении заикания, педагогу требуется корректировать данный речевой дефект, если он желает продолжать заниматься педагогической деятельностью.

Логопедическая коррекция заикания взрослого человека

В большинстве случаев, заикание взрослого человека является следствием возникшего в детстве и недолеченного речевого дефекта. В некоторых случаях, заикание приобретается взрослым человеком. В любом случае, оно требует коррекции, основанной на комплексном подходе: сочетание различных методик коррекционной терапии.

Лечебно-педагогическая коррекция заикания реализуется в соответствии с учетом следующих требований:

  1. Комплексность логопедической, медицинской, педагогической и психологической помощи, процедур для устранения или сглаживания заикания.
  2. Приоритет медицинской направленности работы. Это обусловлено возрастной спецификой проявления заикания. Взрослому человеку назначается логотерапевтическая коррекция, логопсихотерапевтические процедуры для устранения заикания.
  3. Поэтапная коррекционная работа. Требуется начинать с применения простых методов коррекционного воздействия разной направленности, постепенно усложняя их.
  4. Достижение определенного коррекционного эффекта на каждом этапе терапии.
  5. Индивидуальный подход к каждому пациенту. Коррекционная программа требует учета индивидуальных признаков заикания, особенностей его проявления, психологических нарушений, а также особенностей личностного развития учащихся.

Как правило, логопедическая коррекция заикания, у взрослого человека, реализуется в три стадии:

  1. Проведение в течение двух недель артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, формирование основ простого общения.
  2. Проведение речевой зарядки, отработка навыков чтения, пересказа, составления текстов и практики разговорной речи. Это реализуется в течение двенадцати занятий.
  3. Отработка произношения художественных текстов: заучивание стихотворений, отрывков текстов, театральных реплик, формирование собственного доклада на разные темы.
Дата последнего обновления статьи: 14.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot