Этапы логопедической работы
Логопедическая работа – это деятельность, которая ориентируется на создание условий, необходимых для полноценного обучения и воспитания детей с определенными речевыми нарушениями разной этиологии, и их своевременную коррекцию.
Коррекционная работа состоит из нескольких этапов:
- подготовительный;
- постановка звуков;
- автоматизация звуков;
- дифференциация звуков.
Постановка звука – это процесс обучения ребенка правильному произношению звука. Ребенка обучают придавать своим артикуляторным органам положение, характерное для нормальной артикуляции звука, чем обеспечивается правильность его звучания.
Звук ставят с самого начала, если он полностью отсутствует в речи или заменяется другим звуком, а также если в речи присутствует дефект, который нельзя подправить частично.
Во многих случаях невозможно сразу приступить к постановке звука, так как ребенок не может сразу придать своему языку необходимое положение, например, не может поднять кончик языка вверх, чтобы произнести звук Р. В таком случае необходимо проведение подготовительной работы – артикуляционной гимнастики, цель которой – развивать достаточную подвижность губ и языка.
Используют два типа артикуляционной гимнастики:
- общая – состоит из основных движений речевых мышц. Общность упражнений объясняется тем, что нарушаются звуки из разных фонетических групп, в связи с чем, каждое движение понадобиться или для одного, или для другого звука;
- специальная – направлена на четкую проработку действий речевых мышц для произнесения конкретного звука.
Автоматизация и дифференциация звуков
Способ постановки звука через подражание – наиболее простой и понятный логопеду и самому ребенку, так как предполагает минимальную затрату усилий и времени. Он предполагает, что логопед, сидя перед ребенком, четко произносит необходимый звук. Ребенок слышит звук, видит его артикуляцию, и часто может сразу его воспроизвести. В такой ситуации переходят к следующему этапу – автоматизация звука.
Полученный звук закрепляется слогами, словами, специально подобранными фразами и текстами. Выделение автоматизации в отдельный этап связано с тем, что после того, как усвоена нормальная артикуляция звука, ребенок в обычной речи может продолжать произносить его неправильно. Этап автоматизации считается законченным, когда ребенок уже полноценно овладел навыком правильно произносить новый звук в обычной разговорной речи.
Зачастую дети, которые уже научились правильно произносить звук, не используют его в самостоятельной речи. Сначала помощь в автоматизации звука предполагает систематическое прослушивание всех слов, произносимых ребенком, отдельных слогов и фраз, и оценивание правильности их звучания. Позже необходимо также постоянно контролировать всю детскую речь в обычных жизненных ситуациях, то есть каждый раз неправильно произнесенный звук необходимо исправить. Этим обеспечивается автоматизация звука в короткие сроки.
При искаженном звучании какого-то звука, этап автоматизации – последний в коррекционной работе звукопроизношения. Если же имеют место звуковые замены, то для их полноценного преодоления необходим еще один этап – дифференциация.
Дифференциация предполагает воспитание у ребенка прочного навыка уместного употребления в речь заново воспитанного звука, без его смешения с близкими по звучанию и артикуляции звуками. Этот эффект может быть достигнут с помощью специализированных упражнений.
Работа, направленная на различение детьми смешиваемых звуков, начинается в подготовительный период и во время работы над постановкой звука. Следует обратить внимание детей на расположение губ и языка в момент произнесения определенного звука. Также отмечают разное звучание этих звуков.
Сложность речевого материала также постепенно нарастает. Сначала звуки, смешиваемые ребенком, дифференцируют внутри слогов, которые должны быть произнесены без каких-либо звуковых замен, а затем и в словах, предложениях, связных текстах, которые включают оба смешиваемых звука.
Необходимая предпосылка и для предупреждения, и для преодоления буквенных замен на письме – развивать у детей способность безошибочного определения наличия новых звуков в словах, находить в нем его место (начало, середина, конец), а также отличить похожие на него звуки, находящиеся в этом же самом слове. Другими словами, следует воспитывать в детях способность фонематического анализа предлагаемых слов.
Можно предлагать детям задания, предполагающие выделение интересующего звука. Эти упражнения учат детей внимательно относиться к звуковому составу слова, что нужно для профилактики буквенных замен на письме.
На этапе дифференциации важную роль играют учителя, воспитатели и родители, так как именно они держат на контроле правильное выполнение детьми логопедических заданий, контролируют их речь в повседневной жизни.