Понятие дислексии и причины ее развития
Дисфункция письменной речи является на сегодняшний день весьма распространенным речевым нарушением. Оно может затрагивать, как детей с нормальным умственным развитием, так и детей с интеллектуальными отклонениями. Интеллектуальное недоразвитие является весомой причиной для развития нарушений письменной и устной речи разных степеней.
Частой проблемой речевого развития детей с умственными отклонениями является дислексия. Она представляет собой частичное нарушение способности чтения, обусловленное недоразвитостью психических процессов организма, которые участвует в овладении навыками чтения, и проявляющееся в устойчивых и многократных ошибках при чтении.
Дислексия проявляется в нарушениях выразительности чтения, ошибочном чтении слов, постановке ударения, непонимании смысла прочитанного. При интеллектуальных нарушениях дислексия может проявляется в наиболее сильной степени. Ребенок оказывается не способен овладеть навыками чтения, а именно освоить слогослияние и составление слов из слогов, что приводит к неспособности читать целостные слова, фразы и предложения. Соответственно, ребенок не может понять то, что он прочитал.
Данное речевое нарушение развивается под влиянием большого количества факторов. Это могут быть, как внутренние параметры развития организма ребенка, особенности функционирования его нервных процессов, а также внешние факторы, которые оказывают негативное воздействие на работу центральной нервной системы ребенка.
Основными причинами развития дислексии являются:
- Гипоксия плода во внутреутробном периоде. Кислородное голодание может быть вызвано разнообразными причинами: анемия и сердечные заболевания матери; асфиксия при родах, обвитие пуповиной, патологии развития плода и плаценты;
- Токсическое воздействие на плод. Если мать больна какими-то серьезными неизлечимыми заболеваниями, употребляет алкогольные и наркотические вещества, имеет проблемы с обменом веществ, принимала токсические лекарственные средства в период вынашивания ребенка или имело место несовместимости крови матери и плода, то развитие нервной системы ребенка будет иметь определенные отклонения, которые могут привести к речевым нарушениям;
- Инфекционное воздействие на плод или новорожденного ребенка. Если мать переболела во время беременности серьезными инфекционными заболеваниями: вирусы и инфекции, либо ребенок перенес нейроинфекции вирусного и бактериального происхождения в послеродовой период, то последствия могут сказаться на развитии его речи;
- Механическое воздействие на плод. Оно возникает при различных родовых травмах, внутричерепных кровоизлияниях.
Дислексия развивается из-за недоразвитости центральной нервной системы, биологической недостаточности конкретных мозговых систем или же, из-за социальных условий. Общество предъявляет повышенные требования к детям, имеющим интеллектуальные отклонения в развитии.
Методические основы коррекционной логопедической работы
У учащихся начальных классов, которые имеют определенные умственные отклонения наблюдается несформированность психологической основы речевого функционирования. При этом, дети сталкиваются с системными речевыми нарушениями т.е. имеются проблемы со всеми видами речи в различных степенях проявления, что зависит от степени развития интеллектуального нарушения.
Дети, страдающие дислексией на фоне интеллектуальной недоразвитости требуют особого подхода в коррекционной логопедической работе. Она проводится в школах специального обучения с учащимися младших классов во внеурочное время. Коррекционная программа составляется педагогом-логопедом, исходя из индивидуальных особенностей развития детей с умственными нарушениями. Коррекционная работа планируется заранее. План составляется по отдельным временным периодам: месяц, четверть, полугодие, год.
Логопед составляет план работы двух видов:
- Для учащихся первых классов.
- Для учащихся вторых-четвертых классов.
Такое деление необходимо для того, чтобы учесть возрастную специфику развития детей, их адаптацию к школе, уровень социализации.
Все дети разделяются на небольшие подгруппы. Индивидуальная коррекционная работа ведется только тогда, когда имеются сложные речевые отклонения, связанные со степенью умственной отсталости или иными факторами. Дети определяются в подгруппы по степени развития отклонения, идентичности отклонений в функционировании нервных и психических процессов.
На каждого учащегося составляется речевая карта, в которой фиксируется степень развития дислексии, успехи в прохождении коррекционной работы или неуспехи, составляются прогнозы дальнейшего развития ребенка.
Работа логопеда ориентирована на развитие у учащихся младших классов техники чтения, осознание смысловой стороны текста, устранение дислексических ошибок.
Основные направления коррекционной логопедической работы
Борьба с дислексией младших школьников с интеллектуальным недоразвитием реализуется по следующим направлениям:
- Совершенствование техники чтения. Предполагается применение упражнений ориентированных на чтение слов и слогов, слоговых таблиц различного уровня, слов с разными буквами и с одинаковыми, рифм, однокоренных слов и др.
- Совершенствование визуального восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и аналитических способностей.
- Коррекция фонематической стороны речи. Здесь осуществляется работа над звуковым составом слова. Дети учатся различать гласные и согласные звуки, выделять какие-то звуки из слова, формировать слоги на основе звуков, соблюдать последовательность звуков.
- Развитие произвольного внимания. Сюда входят группы упражнений, ориентированные на: фиксацию внимания и его переключение, распределение внимания, расширение объема внимания.