Необходимость формирования пространственных представлений у учащихся младших классов
Пространственные представления – это представления об окружающем пространстве и пространственно-временных отношениях, свойствах, форме, величине, а также местоположении и перемещении предметов относительно тела ребенка и других предметов.
Деятельность логопеда направлена на устранение затруднений в освоении навыков письма у детей младшего школьного возраста. Это обусловлено тем, что именно письмо является базовым навыком, на котором основана успешность всего последующего обучения. Как показывает практика логопедической работы, большое значение в коррекционной работе по устранению нарушений письма, является развитие у детей пространственных представлений. Это обусловлено, тем, что в процессе письма в деятельность вовлекаются практически все отделы коры головного мозга, органы слуха и зрения, мышцы пишущей руки и всего тела ребенка.
Значимость развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста обусловлена тем, что данные представления включают в себя:
- Ориентирование на листе бумаги во время выполнения различных графических заданий.
- 2 Ориентирование в порядке и последовательности выкладывания и написания элементов.
- Умение верно оценить размер, расстояние, форму и взаимное положение предметов и их положение относительно учащегося.
Таким образом, значимость формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста очевидна, так как от их сформированности и развитости зависит уровень освоения навыков письма.
Основные причины и признаки несформированности пространственных представлений у детей младшего школьного возраста
Зачастую несформированность пространственных представлений к младшему школьному возрасту отмечается у детей, имеющих разные степени умственной отсталости, дефекты восприятия, бедность слуховых и наглядных представлений, речевые недоразвития и ограниченный опыт игровой деятельности.
Недостаточное развитие пространственных представлений оказывает негативное влияние на освоение детьми младшего школьного возраста письменной речи.
Как показывает логопедическая практика, несформированность пространственных представлений у детей младшего школьного возраста, проявляется в виде следующих признаков (проблем):
- Трудности в определении сторон (право и лево), название расположения предметов.
- Сложности в понимании схемы своего тела, а также тела того человека, который стоит напротив учащегося.
- Неумение верно оценить пространственное расположение окружающих объектов.
- Сложности в понимании и усвоении последовательности числовых и предметных рядов (перед, до, за, между), времени суток, дней недели, последовательности месяцев в году и т.д.
- Сложности с графическим обозначением направлений. Слабая графомоторная память сохраняет изображение букв зеркально, в результате чего при письме отмечается смешение элементов. В дальнейшем могут развиваться трудности ориентировки на листе, что будет мешать правильному оформлению письменных работ.
- Трудности с усвоением временных представлений. На письме это отмечается так, что если слова похожи по внешним признакам, то ошибок ребенок не допускает (зима-лето, день-ночь). В случае, если различия не столь выражены, то при написании возникают определенные затруднения (осень-весна, утро-вечер).
- Трудности в понимании и различии возраста, родственных отношений и т.д.
- Сложности при изучении предлогов. Отмечаются трудности в дифференциации предлогов, их смешении.
Этапы формирования пространственных представлений в рамках логопедической работы с учащимися младших классов
В рамках логопедической работы, формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста осуществляется по следующим направлениям:
- Освоение схемы собственного тела.
- Научение различия правой и левой части тела.
- Освоение навыков ориентирования в пространстве.
- Освоение навыков самостоятельного определения пространственных соотношений элементов букв и графических изображений.
- Освоение навыков ориентирования на плоскости (листе бумаги).
Формирование пространственных представлений в рамках логопедической работы у детей младшего школьного возраста осуществляется посредством следующих двигательных и ритмических упражнений:
- параллельное выполнение руками и ногами разных движений (например, правая рука – сгибается, одновременно левая – разгибается);
- перекрестные движения ногами и руками;
- «рисование» в воздухе руками;
- слежение глазами за перемещающимися предметами, солнечным зайчиком, обведение глазами контура предмета и т.д.
Таким образом, значимость формирования пространственных представлений в логопедической работе, не вызывает сомнений. Однако, как показывает практика, пространственные представления формируются очень медленно. Поэтому проводимая логопедом работа должна быть систематической и целенаправленной.
Работа логопеда по формированию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста, состоит в том, что он учит:
- Лучше осознавать схему собственного тела и называть незначительные части тела у других людей, животных.
- Определять и обозначать направления в пространстве, включая работу на листе бумаги, в тетради.
- Ориентироваться в пространстве среди окружающих предметов.
- Определять последовательность графических знаков.
Выполнение таких заданий позволяет развивать графо - моторные навыки и быстрее и правильнее осваивать пространство листа бумаги.
Основные приемы логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста:
- Использование наглядностей, с целью опоры на них в процессе работы.
- Использование разнообразных ритмических и двигательных упражнений, направленных на перестроение и построение.
- Практическая работа со специальным коррекционными предметами, способствующими формированию пространственных представлений.
- Дидактические игры и наглядный материал.
- Игровые и проблемные ситуации, направленные на формирование интереса ребенка к коррекционной логопедической работе.