Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Квалиметрическая компетентность педагогов

Квалиметрия в оценке педагогической компетентности

Определение 1

Квалиметрическая компетентность педагога – это его способность оценивать качество своей деятельности в современном образовательном процессе.

Качественная оценка важна для всех сфер народного хозяйства. Образовательный процесс не является исключением.

Оценка качества продукции, оказания услуг получила распространение в конце XIX – начале XX столетия в странах Европы и в Америке. Такое оценивание получило название квалиметрии.

Определение 2

Квалиметрия – это наука, исследующая принципы оценивания в количественном выражении качества разнообразных объектов и процессов социально-экономического пространства.

Квалиметрия относится к научным отраслям, занимающимся изучением качества продуктов и процессов, его управлением и контролем.

Квалиметрия проводит оценку качества той или иной продукции, оказания услуг именно в количественном выражении.

Квалиметрические умения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Квалиметрические умения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В настоящее время общество требует новых механизмов оценивания качества оказания образовательных услуг. Ранее, количественная оценка работы педагогов не проводилась. Их деятельность оценивалась только, как совокупность отдельных направлений работы, выполнение которых анализировалось экспертами. Это не давало выявить сильные и слабые стороны учащихся, воспитанников, а также отсутствовала единая модель, по которой бы оценивалась работа педагога.

«Квалиметрическая компетентность педагогов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Также, образовательные стандарты нового поколения предъявляют новые требования к личности педагога и его умениям. В частности, к ним относятся, навыки оценочной деятельности. Педагог должен обладать квалиметрической компетентностью т.е. уметь измерять и оценивать качество предоставления образовательных услуг. В основе этой компетенции заложена образовательная квалиметрия – наука об измерении качества образования. Данная компетенция отдельного педагога имеет важное значение для образовательной системы, поскольку она дает возможность выражать количественными параметрами качество объектов и процессов образовательных систем.

Структура квалиметрической компетентности педагога

По своей структуре, квалиметрическая компетенция педагога представляет собой совокупность следующих компонентов:

  1. Мотивационно-ценностный компонент. Он отражает отношение педагога к оценочной деятельности и качеству образования, к принятию педагогом необходимо оценивать свою деятельность и значимость этого процесса, как профессионально необходимой и социально важной ценности. Педагог должен стремится к познанию квалиметрии и освоению ее практического применения, изучать методы оценивания, свойства квалитативной оценки, непрерывно развиваться в этом вопросе и самостоятельно расширять свои знания в этой области.

  2. Когнитивный компонент. Данный компонент отражает совокупность знаний, которые необходимы педагогу для оценивания качества образовательных услуг. Педагог должен быть ознакомлен с требованиями законодательства к качеству образования и процедурам оценивания, знать принципы организации педагогического процесса, ориентированного на предоставление качественных образовательных услуг, быть знакомым с технологиями развивающего обучения и его положениями, современными методами и технологиями обучения, ориентированными на реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании, знать и стремиться воплотить условия реализации качественного образования. Кроме того, педагогу необходимо владеть концептуальными основами оценки качества образования, его основными параметрами.

  3. Технологический компонент. В него входят квалиметрические умения педагога, которые связаны с постановкой целей измерения и оценки качества образовательных услуг. Педагогу требуется уметь отбирать параметры оценивания, отдельные характеристики учебно-воспитательного процесса, владеть последовательностью измерительных действий, уметь оперировать результатами оценивания.

  4. Профессионально-личностный компонент. В него входят отельные свойства личности педагога, которые позволяют ему владеть навыками оценивания и совершать его успешно. К таким качествам относятся:

    • Умение планировать и прогнозировать свою работу;
    • Навыки анализа и синтеза данных;
    • Навыки процессуальной рефлексии. Они позволяют осознавать итоги оценивания и вносить поправки в педагогический процесс и образовательную деятельность.

Содержание квалиметрической компетентности педагога

Фундаментом формирования квалиметрической компетенции педагога выступает специальное обучение, которое реализуется, как правило, по корпоративным программам, конкретного уровня образования.

Такое обучение состоит из трех блоков:

  1. Оценка качества образования как педагогическая проблема.
  2. Теория качества образования и методология его оценивания.
  3. Технология оценки качества образовательного процесса.

По каждому блоку, педагоги изучают темы, необходимые для раскрытия содержания данной компетентности.

Процесс формирования квалиметрической компетентности педагога включает в себя обязательное диагностирование его знаний и навыков в области квалитативного оценивания и уровня их развития. Это позволяет подобрать для них оптимальную программу обучения, дающую полноценные знания и практические навыки в области оценивания.

Диагностирование реализуется методами заполнения анкет, тестирования, устного опроса.

Формирование квалиметрической компетенции педагога нацелено на развитие у педагога ценностного отношения к оцениванию качества обучения, систематизацию квалиметрических знаний и развитие навыков количественного оценивания.

В содержание обучения входит:

  • освоение идеологии оценки качества образования;
  • знакомство с научными основами квалитативной оценки;
  • освоение технологии измерения образовательных направлений деятельности;
  • освоение навыков количественной оценки качества, предоставляемых образовательных услуг;
  • развитие осознания необходимости оценивания;
  • освоение системы квалиметрических знаний и навыков деятельности.
Дата последнего обновления статьи: 08.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot