Понятие культурно-просветительской деятельности
Культурно-просветительская деятельность – это совокупность мероприятий, которые направлены на развитием патриотизма, приобщение к культуре народа и его устоям, а также развитие у граждан активной социальной позиции.
Основное направление всех типов культурно-просветительской деятельности –формирование определенных представлений, касающихся конкретного вопроса или события. Заниматься этим могут не только государственные и муниципальные учреждения, но и отдельные некоммерческие фонды, а также коммерческие организации и сами граждане.
Формы культурно-просветительской деятельности могут очень отличаться друг от друга. Основные из них направлены на процесс распространения знаний и информации о роли каких-либо событий или государства в определенный промежуток времени.
Образовательные учреждения могут осуществлять культурно-просветительскую деятельность в виде факультативных занятий, полноценных уроков или творческих кружков, которые занимаются изучением культуры или истории страны на конкретном историческом этапе. Если рассматривать культурно-просветительскую деятельности в глобальном масштабе, то сферы ее могут быть любыми, включая и политическую.
Также культурно-просветительская деятельность реализуется через проведение разнообразных конкурсов и фестивалей. Масштаб их проведения может разниться от уровня муниципалитета или поселка до уровня федерации.
Основными сферами культурно-просветительской деятельности являются:
- СМИ;
- библиотеки, музеи;
- ДОУ;
- школы;
- заведения средне-специального и высшего образования;
- армия.
Средства массовой информации
Для реализации культурно-просветительской деятельности СМИ используются достаточно часто. Для этого выделяют отдельные программы и эфиры. Специалистами и журналистами собирается материал и формируется интересный репортаж, в котором будут более детально освещены определенные события или люди.
Зачастую репортажи связывают с этапом становления активной гражданской позиции и социальной ответственности перед обществом. Например, телепередачи, интервью и статьи, в которых разбирают поступки, заслуживающие всеобщего поощрения или порицания.
Библиотеки и музеи
Культурно-просветительская деятельность библиотек направляется на привитие интереса к государству и его народу, истории и обычаям. В таких учреждениях содержится большой объем информации, зачастую в их стенах проводятся конкурсы, предполагающие написание разнообразных эссе или мини-исследований для школьников и студентов.
Культурно-просветительскую деятельность библиотек можно организовать и своими силами, то есть только заведующими учреждением, а также вместе с вузами или школами. Могут быть разработаны конкурсные программы на основании имеющихся материалов. Часто инициаторами данной деятельности выступают сами педагоги, осуществляя ее вместе со своими учениками.
Дошкольные образовательные учреждения
Культурно-просветительская деятельность в ДОУ является начальным этапом приобщения к гражданскому обществу детей. Именно там педагогами формируются программы, при выполнении которых дети знакомятся с государством и народом в целом. Для этого проводят разнообразные конкурсы и интересные игры, которые должны привлекать внимание и заинтересовывать. Мероприятия могут быть посвящены государственным и городским праздникам.
Школы
Культурно-просветительская деятельность учителей всегда задействована в школах. Особенно часто организация этой деятельности лежит на плечах самих классных руководителей. Именно они не только контролируют успеваемость своих учеников, но и организовывают различные мероприятия и кружки. Часто проводят собрание после уроков, на которых учитель беседует со своими учениками на некоторые темы. Дети готовят доклады, посвященные событиям и памятным датам.
Заведения средне-специального и высшего образования
В средне-специальных заведениях и вузах преподавательский состав и кураторы организуют культурно-просветительскую деятельность. Активные студенты организуют инициативные группы и собрания, которые занимаются социальными вопросами, касающимися не только студенчества, но города, в котором они живут. Зачастую студенты организуют помощь пострадавшим от несчастных случаев или стихийных бедствий. Студенты могут участвовать в волонтерских организациях и студенческих отрядах.
Многие вузы могут благодаря своим студентам брать под свое шефство детские дома и школы.
Также могут проводиться просветительские занятия. Часто к студентам приходят специалисты разных органов и организаций, которые доносят до слушателей важную информацию. Старшекурсники на основании такой деятельности часто принимают участие в социальной работе.
Задачи культурно-просветительской деятельности направлены на то, чтобы сплачивать коллектив или целостное общество. Лучше всего граждане в стране объединяются в культурном и социальном смысле на событиях, праздничных и памятных датах. Именно на таких мероприятиях и происходит единение, когда целостное общество может проявлять себя с хорошей стороны.
Яркий пример – общественные мероприятия. Одно из таких популярных мероприятий – субботник. На всей территории страны весной и осенью люди собираются в парках, скверах или на площадках, для организации прилегающих территорий. Еще один пример – народные праздники и гуляния. Во многих городах страны проводят масленичные недели, а Крещение в январе, в мороз, собирает верующих и сочувствующих, люди купаются в проруби.
Разработкой программ культурно-просветительской деятельности предполагается наличие комплекса мер, результат которых - организация конкретного мероприятия. В процессе его создания могут принимать участие один или несколько сотен людей. Необходимо понимать, что вместе с государством, уполномоченными органами культурно-просветительскую деятельность могут проводить социально активные и заинтересованные люди.