Причины кризиса трех лет
Кризис трех лет – это переходная стадия развития психики от раннего возраста к дошкольному. Он характеризуется кардинальной перестройкой структуры детской личности – ребенок начинает понимать, что у него есть воля, активность, способность выбирать и действовать самостоятельно.
Кризису характерны эмоционально-поведенческие симптомы:
- негативизм,
- упрямство,
- строптивость,
- своеволие,
- протестные акции, деспотизм.
Ребенок стремится устанавливать правила и нормы, выстраивать отношения на основании социальных ролей и личностных качеств. При этом родителями все еще сохраняются прежние поведенческие модели – ориентация на предметную деятельность, ограниченное поле возможностей для проявления самостоятельности ребенком. Выраженность данного периода определена совместным влиянием нескольких факторов:
- авторитаризм – взрослые стремятся к установлению жестких норм, требуют безусловно подчиняться, подавляя волю и самостоятельность ребенка;
- гиперопека – часто излишняя забота родителей в условиях становления личности и возрастания самостоятельности ребенка превращается в причину негативизма и непослушания. Интенсивность гиперопеки влияет на продолжительность и яркость кризиса;
- состав семьи – если есть сестры или браться, принимающие участие в воспитании, кризис протекает легче. У ребенка есть больше возможностей и вариантов построения отношений;
- темперамент – врожденные способности нервной системы частично определяют интенсивность и устойчивость эмоциональных реакций. Конфликты вызывают больший отклик у холериков и меланхоликов;
- состояние здоровья – эмоционально-поведенческие отклонения определяются рядом заболеваний ребенка. Часто болеющие дети чаще зависимы от матери, у них задерживается развитие самостоятельности, а криз протекает сглажено, наступая позже. Если есть неврологические заболевания, дисбаланс процессов возбуждения и торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью и гипертрофированными кризисными проявлениями.
Новообразование кризиса – новый уровень самосознания и самостоятельности, построение социальных отношений, волевое регулирование деятельности.
Положительные изменения скрываются за негативными симптомами, такими как непослушание, строптивость, капризы, истерики. Основа эмоциональных и поведенческих нарушений – несоответствие социальных обстоятельств изменившимся потребностям и возможностям ребенка. Теперь мотивация поступков связана не с содержанием ситуации, а с отношениями.
Симптомы кризиса трех лет
Течение кризиса обычно описывают семизвездием симптомов. В возрасте трех лет поведение ребенка отличают упрямство, негативизм, своеволие, строптивость, протесты, обесценивание, а также деспотизм:
- Негативизм – отрицательный ответ, отказ, который вызван взаимодействием со взрослыми. Отличием негативизма от простого непослушания является то, что аффект и действие разделены, то есть, ребенок хочет выполнить предлагаемое действие, но все равно отказывается. Негативизм помогает в выделении собственных мотивов и проявлении самостоятельности.
- Упрямство сопровождает устойчивая тенденция к деятельности, которую выбрал ребенок. Социальным аспектом выступает предъявление требований взрослым, а также необходимость следовать собственным словам и обещаниям. Ребенку важно придерживаться своего решения, независимо от обстоятельств. Упрямство отличается от настойчивости тем, что ребенок следует выбранному действию не зависимо от своих изменившихся желаний или просьб взрослого.
- Строптивость – это негативная тенденция против поведенческих норм и системы отношений. Ребенок показывает свое недовольство играми или ежедневными ритуалами, способами проведения досуга, посещением детского сада, что помогает ему акцентировать свое мнение.
- Самостоятельность ребенка проявляется в своеволии – демонстрации инициативы действия, несопоставимого с возможностями ребенка, условиями их осуществления.
- Ребенок стремится продемонстрировать волю и независимость через провокацию конфликтов со взрослыми, то есть протесты.
- Обесценивание вызывается частыми ссорами, так ребенком признает малозначимость людей, вещей и деятельности, которые интересовали его ранее.
- Деспотизм формируется в качестве возможности управлять окружающими, и проявляется в приказах родителям, ревности и манипуляциях.
Осложнения кризиса
Кризис сопровождают изменения отношений, эмоциональной сферы и ценностной системы ребенка. Интенсивные глубокие переживания формируются внутренними и внешними конфликтами. Сложным периодом могут провоцироваться невротические реакции, а у детей возникать энурез, ночные страхи, кошмары и даже заикание. Крайнее обострение кризиса проявляется в истерических принципах: ребенок кричит, падает на пол, стучит кулаками и выгибается дугой. При затяжном кризисе формируются истерические черты личности, то есть симптомы превращаются в качества характера ребенка.
Рекомендации по преодолению кризиса
Преодоление негативных кризисных симптомов протекает быстрее, если изменить отношение к повзрослевшему малышу, принять наличие у него собственных потребностей и возможностей. Общие принципы преодоления данного этапа:
- поощрять самостоятельность – ребенок, проявивший желание действовать самостоятельно, должен так и поступать. Нужно позаботиться о его самостоятельности, похвалить за успех, поддержать в случае неудачи и предлагать помощь только в форме вопроса;
- оценивать поступки – нельзя обзывать ребенка и навешивать на него ярлыки. Наказывать и ругать нужно только за то или иное действие;
- сохранять спокойствие – крики и раздражение со стороны взрослого усиливают эмоциональные принципы детей. Необходимо демонстрировать уравновешенность и спокойно отказывать в требованиях детей;
- предоставление права выбора – в ежедневных вопросах необходимо учитывать мнение детей, предоставлять им выбор мультфильмов, напитков, книг, места прогулки и пр.;
- анализ ситуации – после конфликта или спора нужно спокойно обсуждать чувства ребенка, делиться собственными эмоциями. Такие обсуждения помогают ребенку понять себя, вербально выразить чувства, состояния и мысли.
При правильной коррекции взаимоотношений с подрастающим ребенком кризис трех лет идет более мягко и спокойно, завершаясь через несколько месяцев. Новообразования данного периода – психологическая эмансипация ребенка от взрослого, проявление самостоятельности, оценка собственных действий.