Сущность и проявления кризиса трехлетнего возраста
Кризис трех лет – это возрастной период развития ребенка, во время которого он сталкивается с проблемой невозможности реализации своих желаний и стремлений.
Кризис сопровождается затруднительным для ребенка эмоциональным состоянием. Эмоциональный баланс личности значительно подрывается и требует изменения сложившейся системы взаимоотношений между ребенком и взрослыми. Ребенок требует признание собственной самостоятельности и не желает выполнять требования родителей.
В этот период, развитие ребенка вступает в стадию формирования собственного «Я», наделенного, наделенного правами и возможностями. Быть самостоятельным становится для ребенка превыше всего. При этом реальные возможности реализации самостоятельности находятся на более низкой ступени, чем потребность в ней.
Чтобы родителям было проще преодолеть детский кризис, необходимо знать его симптоматику. Это предотвратит многие ошибки и упростит процесс преодоления кризиса.
Кризис 3 лет можно распознать по следующим симптомам:
- Активное желание выполнять все действия самостоятельно, избегая помощи взрослых;
- Проявление нежелания, порой даже агрессивного, исполнять просьбы и указы взрослых. Ребенок хочет показать, что у него есть свои желания и потребности, свои взгляды на ту или иную ситуацию, с которыми взрослые должны считаться;
- Сильная эмоциональная реакция на неудачи. Дети начинают очень остро и болезненно переживать свои неудачи. Если у ребенка что-то не получается, то он может впасть в истерику, начать демонстрировать агрессию, замкнуться, находится в прострации. Любые ненормальные реакции на неудачи свидетельствуют о наличии кризисной ситуации;
- Упрямство. Часто оно находится на грани безрассудства. Дети настаивают на своей позиции, точке зрения не потому, что это им нужно, они этого желают, стремятся, чтобы все было так, а не иначе, а только для того, чтобы показать, что его требование важно и должно быть выполнено. Безрассудство ребенка, порой, приводит к тому, что конфликтная ситуация между родителями и ребенком развивается и усугубляется;
- Проявление активной воли. Ребенок желает все делать сам, даже то, что ему недоступно, даже то, что он не умеет и не сможет сделать;
- Строптивость ребенка. Ребенок противится любым просьбам и уговорам родителей;
- Демонстративное поведение. Ребенок протестует окружающим, стремится воевать с ними, постоянно противостоять по любому вопросу и во всех направлениях деятельности;
- Постоянные капризы и истерики;
- Смена ценностей. Те ценности, привязанности ребенка к людям, вещам и направлениям деятельности резко меняются. Он выражает отрицательное отношение ко всему, что ему ранее нравилось, более того, начинает проявлять негативное отношение в бурной форме – агрессия, отрицание;
- Ярко выраженный деспотизм. Как правило, такое поведение реализуется ребенком, который оказывается единственным в семье. Он стремится получить от окружающего мира и общества максимум т.е. добиться такого же положения, как в семье, где он главный и исполняются все его капризы. Иногда такое поведение может наблюдаться и у детей в многодетных семьях, что свидетельствует об наличии ревностных чувств, неудовлетворения собственным положением.
Рисунок 1. Основные симптомы кризиса трех лет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наличие всех кризисных симптомов совершенно не обязательно. Ребенок может и не демонстрировать ярко выраженных эмоций, процесс будет протекать тихо и незаметно. Но в иных случаях, родители наблюдают сразу несколько, а то и все симптомы и поведение ребенка координально меняется.
Кризис трех лет может быть направлен на разные объекты. Чаще всего он обращается на мать, реже на отца. Данный кризис имеет важное значение для нормального развития ребенка, формирования его психических процессов. Кризис нужно пройти и пережить. Главное подобрать верный способ для его преодоления.
Способы преодоления кризиса трех лет
Основной задачей родителей в период переживания ребенком кризисной ситуации является сглаживание его симптомов и продуктивное протекание. Необходимо найти способ не просто его безболезненного протекания, но и условия его максимально продуктивного прохождения. Кризис необходим для развития личности, поэтому он должен способствовать переходу ребенка на следующий этап развития.
Основными способами преодоления кризиса являются:
- Максимизировать занятость ребенка. Ему необходимо выполнять разнообразные самостоятельные действия, чтобы реализовать свое «Я».
- Принять взросление ребенка. Родители должны понимать, что ребенок уже не нуждается в беспрерывной опеке и контроле. Ему нужно давать самостоятельность и помогать его личностному становлению, которым можно управлять и направлять его в нужное русло.
- Нельзя ущемлять права ребенка, принижать его достоинство и чувство гордости.
- Применять игровую деятельность в качестве методы борьбы с агрессией. Хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, которые помогут не только устранить проявление агрессии, но и раскрыть творческий потенциал личности.
- Формирование четких рамок. Ребенок должен знать о границах дозволенного. Он должен знать свои права и обязанности, свои возможности и рамки дозволенного. Понимать, что и почему ему делать нельзя.
- Создавать условия и ситуации, при которых ребенок будет чувствовать себя важным и значимым. Для этого требуется давать разнообразные поручения. Это поможет еще и развитию ответственности и обязательности.
- Поощрять и хвалить ребенка. Очень важно подчеркивать достижения ребенка во всех направлениях деятельности.
- Устранить приказы в общении с ребенком. С ребенком нужно общаться на равных, чтобы не демонстрировать ему свой авторитет, а показать, что с ним общаются на равных.
- Различные негативные проявления можно устранить посредством интересных для ребенка занятий: лепки, рисования, раскрашивания, чтения, выполнения поделок.
Рисунок 2. Советы по успешному преодолению кризиса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ