Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коррекция звуковой стороны речи у детей с дислалией при работе с текстами на индивидуальных занятиях

Понятие и формы дислалии

Определение 1

Дислалия – это одно из речевых расстройств, характеризующееся неправильным произношением звуков при сохранных слухе и иннервации артикуляционного аппарата.

Врачами выделено три основных типа дислалии:

  1. Функциональная дислалия, проявляющаяся нарушением воспроизведения фонем, при полной сохранности артикуляционного аппарата.

    К причинам ее появления относят:

    • общую физическую ослабленность ребенка в связи с соматическими заболеваниями, в период активного становления речи;
    • задержку психического развития;
    • минимальные мозговые дисфункции;
    • позднее речевое развитие;
    • нарушения фонематического восприятия;
    • неблагоприятное социальное окружение, которое тормозит развитие общения ребенка;
    • ограниченность социальных контактов, подражание неправильным речевым образцам.
  2. Механическая дислалия – формируется, если имеется дефект строения речевого аппарата – зубов, челюсти, языка и пр.

  3. Возрастная дислалия – в каждом возрасте у ребенка формируется определенный набор звуков, например в 3 года должны быть сформированы губные звуки (П, М, Б), к 6 годам должны быть сформированы все звуки, включая сонорные – Р, Л, Й. Иными словами, если трехлетний ребенок не умеет произносить сонорные звуки – это возрастная дислалия, которая должна с возрастом пройти сама, если же соноры не сформировались и в 6 лет, говорят о физиологической дислалии.

При дислалии дети не могут корректно произносить звуки, они заменяют одни на другие, неправильно произносят определенные фонемы или совсем их пропускают, при этом окончания слов они воспроизводят корректно. На слух дети могут различать все звуки речи, а при ошибках – понимают это. Несмотря на видимую простоту нарушения, для его преодоления необходима помощь специалистов.

Этапы коррекционной работы

Цель реабилитации – выработать правильную постановку воспроизведения звуков речи. Чтобы данная цель была достигнута, пациенту необходимо научиться распознаванию фонем и их разделению при восприятии.

Занятия с логопедом должны проводиться регулярно, не менее трех раз в неделю. Помимо того, родители должны заниматься с детьми дома самостоятельно, выполняя все требования логопеда, ежедневно по 5-15 минут, несколько раз на протяжении дня.

Чтобы полностью преодолеть дислалию, занятия продолжают примерно 6 месяцев, в зависимости от тяжести протекания, возрастных особенностей пациента и регулярности проведения занятий. В дошкольном возрасте дети быстрее избавляются от речевых недостатков, по сравнению с более старшими детьми.

«Коррекция звуковой стороны речи у детей с дислалией при работе с текстами на индивидуальных занятиях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Работа с логопедом состоит из следующих этапов:

  • специалист сначала работает над постановкой произношения легких звуков, а затем переходит к более сложным;
  • объяснение ребенку особенностей его дефекта, что нужно делать для его преодоления. Важно объяснять пациенту эти моменты, чтобы он осознанно и ответственно относился к занятиям и стремился самостоятельно замечать свои ошибки;
  • проведение комплексного лечения, на данном этапе должны привлекаться и другие специалисты – воспитатели ДОУ, психологи, медицинские работники, родители;
  • логопеду необходимо подходить к лечению детей индивидуально, подбирать задания по интересам и поощрять интерес детей к своему дефекту;
  • дифференцировка фронтального обучения и индивидуальных занятий;
  • работа с постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков.

К задачам логопеда при работе с дислалией относят:

  • подготовку речевого аппарата пациента к правильному восприятию;
  • развитие правильного артикуляционного уклада;
  • формирование корректного произношения, посредством специальных речевых материалов;
  • обучение ребенка самостоятельному самоисправлению;
  • закрепление сформированных речевых умений в различных коммуникативных ситуациях.

Постановка звуков при дислалии

Для постановки звуков используют три основных приема: подражание, механическая помощь, смешанный метод.

Подражание – это сознательные попытки ребенка выделять артикуляцию, благодаря которой произносят звук, услышанный от логопеда. Это дополняется пояснениями о том, какая позиция нужна для произнесения того или иного звука. После правильного занятия позиции языком и губами, логопед постепенно находит нужную артикуляцию, приводящую к правильной постановке шипящих звуков, парных звонких и парнях мягких.

Постановка звука с механической помощью – механическое воздействие на органы артикуляции специальным инструментом. Логопед просит произнести звук и повторить несколько раз, меняя артикуляционный уклад звука, используя зонд или палец. Благодаря этому получают нужный звук. Сначала ребенок не предпринимает никаких действий, но со временем научается правильной позе, помогая себе шпателем или пальцем.

Смешанный способ включает в себя оба предыдущих. В этом случае главными инструментами выступают объяснение и подражание. Так, логопед просто объясняет ребенку какая артикуляционная поза должна быть им принята, а ребенок самостоятельно ее воспроизводит. Благодаря этому ребенок активно и быстро запоминает, воспроизводя в дальнейшем звук не прибегая к механической помощи.

Автоматизация и дифференциация звука

Автоматизация предполагает постоянные тренировки на специально подобранных фразах, включающих слова с несложным фонетическим составом. Для этого используют слова с нужным звуком в начале слова перед гласной, а затем глухой в конце. На последнем этапе прорабатывают звук в середине, так как он представляет наибольшие трудности.

При дифференциации ребенка просят на слух различать попарные слова с новым звуком, а также с заменяемой фонемой. Либо предлагают разобрать предложения по группам в зависимости от дифференцируемого парного звука.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot