Потенциал игр в коррекционной педагогике
Игра – это основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, который направлен на удовлетворение его потребностей, формирование у него новых качеств личности и психики.
Особенно важна игра для ребенка в период дошкольного детства. Однако, как показывает практика, применение игр в образовательной деятельности с детьми школьного возраста приносит значительные воспитательные, образовательные и развивающие результаты. Кроме того, игра имеет большой развивающий и коррекционный потенциал. Посредством игры можно в легкой и непринужденной форме достичь поставленной коррекционной цели.
Использование игры в коррекционной работе с детьми с отклонениями подразумевает игру не только с игрушками, но и с дидактическим и природным материалом, словами, действиями и т. д.
Эффективность игры в коррекционной работе с особенными детьми состоит в том, что она является одним из доступных видов деятельности ребенка, направленным на получение и переработку впечатлений, жизненного и практического опыта. Игра является эффективным средством развития фантазии, воображения, речи и т.д. ребенка.
Одним из немаловажных факторов, почему использование игры в коррекционной работе с детьми с отклонениями, является эффективным, состоит в том, что играя, дети могут «примерить» на себе различные социальные роли. Именно социализация ребенка с отклонениями представляет собой основную цель коррекционной работы. Игра помогает ребенку с отклонениями помочь усвоить принципы общения и взаимодействия в обществе, научится выстраивать эффективные взаимоотношения и получить необходимые навыки для последующей успешной социализации.
Игры имеют большое значение в развитии речи, мышления, воображения, фантазии и т.д. В процессе игры ребенок учится самостоятельно рассуждать и делать выводы. Это объясняется тем, что в игре ребенок не боится ошибиться, так как ему помогают преодолеть трудности другие участники игры и педагог.
Каждый педагог, организующий коррекционную работу с детьми с отклонениями, должен помнить об их значимости как средства умственного, физического, эстетического и нравственного воспитания и развития детей.
Таким образом, игра в коррекционной работе является не самоцелью, а одним из средств воздействия на ребенка с отклонениями, звеном в общей системе коррекционного обучения и воспитания. Игра, используемая с коррекционной целью, обязательно должна оказывать положительное воздействие на все стороны психофизического развития особенного ребенка.
Использование дидактических и подвижных игр в коррекционной педагогике
Дидактические игры в коррекционной деятельности могут быть использованы с целью развития и совершенствования речи ребенка с отклонениями, умственного развития, расширения кругозора и т.д. Игровые задания создают необходимый положительный настрой у особенных детей на коррекционное занятие, обеспечивают положительный эмоциональный настрой и комфортные психологические условия, снижают уровень тревожности по поводу возможных неуспехов.
Многие дидактические игры, используемые в коррекционной работе с особенными детьми, направлены на усвоение, уточнение и закрепление имеющихся знаний. С помощью игр дети с отклонениями учатся самостоятельно размышлять, использовать имеющиеся у них знания и умения на практике и при решении конкретно поставленных задач. Большинство дидактических игр ставят перед особенными детьми такие задачи, которые требуют от них рационального использования собственных знаний и умений, например, нахождение характерных признаков в явлениях и предметах. Группировать, сравнивать, классифицировать предметы по конкретным признакам, обобщать и делать правильные выводы.
Не обязательно все занятия проводить в игровой форме, использование игр должно быть рациональным и оправданным. Игры могут применяться не только во время учебных занятий, но во внеучебной деятельности.
Помимо дидактических игр, большой коррекционный и развивающий потенциал имеют подвижные игры. Подвижные игры можно организовать как во время коррекционного занятия, так и во время прогулки.
Подвижные игры – это формы активного физического развития детей.
В процессе подвижных игр у детей с отклонениями формируются межличностные отношения, умения общения со сверстниками, оказывается положительное влияние на творческую активность и умственное развитие, осуществляется совершенствование познавательных процессов.
Подвижные игры удовлетворяют потребность ребенка в движении. Однако необходимо помнить, что не всем детям с отклонениями доступны подвижные игры. Так дети, имеющие определенные нарушения в физическом развитии, не могут принимать участие в подвижных играх в силу ограниченности движений.
Использование театрализованных игр в коррекционной педагогике
Театрализованные игры в коррекционной работе с детьми с отклонениями позволяют детям выражать свои эмоции, которые глубоко спрятаны в детской душе.
В процессе театрализованной игры особенные дети учатся действовать в заданных условиях и по установленным правилам. Основой волевой регуляции в данном случае является игровой мотив и желание играть со сверстниками. В свободных театрализациях дети с особенностями могут стать создателями творческого хода игры.
Привлечение детей к театрализованным играм осуществляется через предварительно созданную игровую ситуацию, которая позволяет привлечь непроизвольное внимание каждого ребенка.
Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий формирование у ребёнка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры гораздо легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.