Конструирование – это вид продуктивной деятельности, связанный с созданием объектов, конструкций из различных материалов, посредством применения специальных методов и технических приемов построения.
Конструирование является видом деятельности, активизирующей мышление, творчество и познавательные процессы ребенка. Это обуславливает его включение в образовательный процесс начальной школы и применение для развития творческих направлений деятельности, раскрытия творческого потенциала.
В образовательном процессе начальной школы применяются два типа конструирования:
- Техническое конструирование. Оно связано с отображением объектов реального мира с созданием их структурных элементов и применение различных видов строй материалов, деталей конструкторов.
- Художественное конструирование. Оно ориентировано на творческое самовыражение учащихся. В его ходе создаются реальные объекты, с отражением их видения ребенком, наделения их нестандартными свойствами и признаками. Именно этот вид конструирования используется для развития творческих способностей учащихся.
Художественное конструирование и его виды
Художественное конструирование предполагает создание объектов, приближенных к реальным. Оно не обязывает учащихся соблюдать пропорции при построении, цвета, формы, свойства. Ребенок фантазирует и создает свое видение объектов и их особенностей.
Художественное конструирование может быть представлено в учебном процессе начальной школы в двух основных видах:
- Компьютерное конструирование.
- Конструирование из природных материалов.
Использование ПК в образовании детей разного возраста, на разных уровнях и этапах обучения становится стандартным процессом в современном обществе. Использование компьютера в конструирование ориентировано на решение различных образовательных задач. Применяются разнообразные программы, позволяющие создавать различные объекты и наделять их разнородными свойствами. Учащимся даются различные задания по конструированию. Они создают дома, игрушки, строят сказочные города и страны. Это активизирует воображение ребенка, заставляет работать его фантазию, что особенно актуально на этапе начального школьного обучения для развития творческой сферы ребенка.
Выполняя конструкторскую деятельность происходит развитие навыков преодоления трудностей, повышается интерес к обучению и развивается познавательная мотивация учащихся. В игровой форме ставятся цели деятельности, что стимулирует развитие навыков творческого экспериментирования. Дети стремятся достичь поставленных целей, овладев приемами их создания. Конечно, приемы деятельности осваиваются в виртуальном пространстве, но они дают представления о конструкторской деятельности и закладывают азы воплощения конструкторских операций в реальной практической деятельности.
Что касается конструирования из природных материалов, то данный вид конструирования активизирует творческое воображение учащихся и развивает их креативное мышление. Создаются самые разнообразные и композиции. В работе используются различные материалы: листья, ветки, шишки, желуди, каштаны, засушенные растения и др. Осуществляется задумка композиции. Создаются аппликации, поделки по различным темам. К работе привлекаются родители для создания вместе с детьми оригинальных конструкций.
В ходе работы с природным материалом происходит развитие любознательности младших школьников. При подготовке материалов для конструирования: сбора листьев, их сушки, сбора веток, шишек и т.д. происходит еще и знакомство учащихся с окружающим миром и изучение характеристик природных объектов.
Формы организации обучения учащихся навыкам конструирования
Конструирование, как правило, реализуется на уроках технологии. Но, оно также может быть использовано и на уроках изобразительной деятельности и в познании окружающего мира.
Обучение конструированию реализуется в следующих формах работы:
- Конструирование по образцу. Детям даются образцы изделий, которые необходимо создать и способы их конструирования т.е. последовательность действий, которые необходимо выполнить для создания того или иного объекта. Данная форма обучения ориентирована на познание учащимися структурных компонентов объектов, освоение способов конструкторской деятельности и формирование навыков пространственного расположения объектов, а также использование деталей в соответствии с целевым назначением.
- Условное конструирование. Оно ориентировано на активизацию воображения младших школьников. Учащимся даются условия, которым должен отвечать объект. Способы его создания и образцы не предоставляются. Это открывает возможности творчества и воплощения своего видения объектов, с указанными параметрами, свойствами и назначением.
- Конструирование по модели. Учащимся показывается образец, готовый продукт, который необходимо создать. Способов создания не дается. Происходит использование учащимися имеющегося арсенала знаний и средств для достижения поставленной цели.
- Тематическое конструирование. Учащимся предлагается создание продуктов, отвечающих конкретной теме: времена года, природные объекты, транспорт, праздники и т.д. Детям требуется придумать замысел и реализовать его. Это, в полной мере, позволяет воздействовать на творческую сферу учащихся и развить у них навыки самостоятельной работы творческой направленности.
Конструирование открывает широкий спектр возможностей для самовыражения учащихся и раскрытия их творческого потенциала. Оно, также, положительно воздействует на интеллектуальную сферу, мыслительные процессы, активизируя креативное мышление, способствует развитию логики и абстрактного мышления. У учащихся активно развивается художественное мышление и конструкторские навыки в ходе конструирования, а также, формируется эстетический вкус и эстетический взгляд на мир.