Конструирование как вид детского творчества
Конструирование – это процесс построения объекта, приведения в определенное взаиморасположение разнообразных частей, элементов и предметов.
Конструирование представляет собой такой вид детской деятельности, во время которой ребенок осуществляет построение определенного объекту (по схеме, замыслу, спонтанно и т.д.). Построение происходит посредством составления частей или элементов (кубики, строительный материал, природный материал, бросовый материал и т.д.) в каком-либо порядке, в зависимости от типа конструирования.
Конструирование имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста, в овладении им разнообразных видов практической деятельности. По своей природе конструирование относится к продуктивным видам детской деятельности.
Основной особенностью конструирования является то, что оно имеет созидательный характер, так как направлено на получение конкретного ожидаемого продукта. Кроме того, конструирование определяют и как особую экспериментально-исследовательскую, поисковую деятельность, направленную на получение совокупного продукта, состоящего из отдельных элементов. Так же, ряд исследователей, рассматривают конструирование и с творческой точки зрения.
В процессе конструирования, ребенок использует разнообразные материалы, которые имеют различные характеристики (размер, форму, тактильные ощущения и т.д.). Конструируя из различных материалов, ребенок учится обобщать, овладевает универсальными навыками к построению единого целого из совокупности элементов.
Творческое конструирование – это сложная система практических и умственных действий, направленных на решение определенной конструктивной задачи.
Творчество в конструировании состоит в том, что ребенок, занимаясь постройкой, осуществляет такие процессы как обдумывание и планирование своей предстоящей деятельности, воплощение зарожденного умственного замысла в реальный творческий продукт.
Таким образом, детское творческое конструирование оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка. Оно способствует формированию разнообразных практических навыков деятельности, а также развитию речи, памяти, мышления, воображения и фантазии ребенка.
Виды детского конструирования
В зависимости от того, какой материал используется для конструирования, различают его виды:
- Конструирование из строительного материала – это вид конструирования, при котором используются специально созданные предметы и элементы (кубики, цилиндры, призмы, кирпичики, лего-детали и т.д.). При использовании набора строительного материала для конструирования, ребенок может конструировать как по схеме, так и по собственной задумке.
- Конструирование из бумаги – это вид конструирования, когда в качестве материала используется бумага, из которой дети конструируют различные фигурки, предметы и т.д. Такой вид конструирования еще называют оригами.
- Конструирование из природного материала – вид конструирования, когда в качестве строительного материла, используются камешки, шишки, желуди, листья, стебли и т.д. Из природного материала дети, под руководством педагога, конструируют различные поделки и игрушки.
- Конструирование из бросового материала – вид конструирования, при котором в качестве материала используется все, что казалось необходимо выбросить, но можно использовать для творчества (капсулы от шоколадных яиц, баночки из-под детского питания, ватные диски и палочки и т.д.).
Каждый из видов конструирования имеет свои особенности. Однако их основы едины – ребенок в своей конструкции отражает в основном реальные предметы, которые имеют определенное практическое значение.
Условия организации деятельности по конструированию из природного материала
Как показывает практика, наибольший интерес у детей вызывает конструирование из природного материала. Данный вид конструирования представляет собой эффективное средство развития детского творчества. Однако его организация требует соблюдения ряда обязательных условий.
Условия организации конструирования из природного материала, в качестве средства развития детского творчества:
- Развитие творческих знаний и умений у детей необходимо через конструктивную деятельность, используя общие средства для решения поставленных педагогических задач.
- Во время занятий конструированием из природного материала использовать широкий спектр форм организации педагогического процесса, которые могут иметь разнообразную представленность и осуществляться в различной последовательности, в зависимости от цели задач организуемого конструирования.
- В процессе конструирования активно использовать диалогическую форму общения с детьми, это будет способствовать усвоению у них необходимых навыков деятельности, а также поможет выразить свои творческие замыслы и идеи.
- Сочетание коллективной и индивидуальной формы конструирования. В зависимости от того какой вид природного материала будет использоваться педагогом для конструирования целесообразно предусмотреть форму работы с детьми. В том случае, если природный материал достаточно крупный и дети имеют опыт работы с ним, то используется коллективная форма работы. Если же природный материал ранее не использовался, и дети не знают, как с ним работать, то логичнее использовать индивидуальную форму работы.
- Включенность конструирования из природного материала в разнообразные жизненные события. Это будет способствовать получению информации о том, где и с какой целью конструирование из природного материала может быть использовано в повседневной жизни, а также значительно расширит и обогатит жизненный опыт детей.
- Организация наблюдений за природными явления, особенно если в них задействованы материалы, используемые для конструирования (листопад, созревание желудей и шишек, и т.д.)
- Предоставлять детям возможность самостоятельно выбирать, для конструирования, тот природный материал, который им больше нравится и с которым они успешнее всего работают.
- Создавать условия для экспериментирования с разными природными материалами до предъявления каких-либо задач позволяет детям использовать открытые ими самими свойства этих материалов в процессе поиска разных вариантов воплощения замысла, делает поиск более продуктивным и значимым.
- Необходимо также предусмотреть место и время для организации конструирования на участке детского сада с использованием разнообразных природных материалов.