Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конспекты логопедических занятий

Определение 1

Логопедические занятия – это занятия, ориентированные на профилактику и коррекцию речевых нарушений разного рода.

Логопедические занятия проводятся на основании составленного конспекта, который представляет собой план работы логопеда, ориентированный на достижение определенных целей и задач, т.е. коррекцию определенной речевой патологии.

Конспекты логопедических занятий формируются постепенно. По сути, их составление является поэтапным процессом.

Этапы составления конспекта логопедического занятия

Конспект пишется в течение ряда этапов работы. Каждый этап составления конспекта – это формирование определенного раздела конспекта. Этапы составления конспекта логопедического занятия, практически полностью, отражают его структуру.

Конспект логопедического занятия формируется в течение следующих этапов работы:

  1. Выбор темы занятия. Тема занятия определяется, исходя из конкретной речевой патологии на устранение которой оно ориентировано, из уровня речевых нарушений ребенка, его общего развития. Таким образом, тема занятия является основой составления индивидуального плана коррекционной работы.
  2. Выбор программного содержания занятия. Здесь происходит постановка цели конкретного занятия. Цель отражается те результаты коррекционной работы, которых необходимо достичь по завершению занятия. К примеру, это может быть постановка какого-то звука или развитие фонематического восприятия и т. д.
  3. Определение задач коррекционной работы. Они формулируются в зависимости от цели, которой необходимо достичь. Задачи логопедического занятия могут носить коррекционно-развивающую направленность т.е. ориентироваться на развитие психических процессов, активизацию речевой деятельности, коррекционно-воспитательными – формирование моральных, нравственных, волевых качеств личности и коррекционно-образовательными, ориентированными на обучение конкретными речевым навыкам. При формулировании задач важно не переборщить. Задач не должно быть много, и они должны полноценно отражать суть занятия и его целевое назначение. Каждая задача записывается отдельным пунктом.
  4. Определение методов логопедической работы. Здесь записываются упражнения и игры коррекционной направленности. Их выбор зависит от конкретной речевой патологии, степени ее развития, возможностей логопеда и ребенка или группу детей, на которых ориентировано данное занятие. Важно, обратить внимание, при выборе методов работы, на уровень возрастного развития подопечных и функционирование их психических процессов.
  5. Выбор инструментария. Сюда записываются ресурсы, средства, материалы, которые будут использоваться в работе логопеда. Они должны отвечать целям занятия и иметься в наличии.
  6. Расписание хода логопедического занятия. Ход занятия зависит от его цели, темы, формы работы (индивидуальная, групповая) речевой патологии. Поэтому, этапы занятия могут отличаться. Однако, большинство логопедических занятий включает в себя: организационный, основной и аналитический этап работы, т.е. занятие сначала подготавливается: готовится оборудование, подготавливаются дети к работе, затем реализуется и после подводятся его итоги.
  7. Планирование физкультминуток. Конечно, они могут и не присутствовать в работе логопеда. Однако, физкультминутки являются важной частью логопедического занятия. Детям нужна разгрузка, отдых от упражнений.
«Конспекты логопедических занятий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Правила составления конспектов логопедических занятий

Конспект логопедического занятия должен быть сформирован в соответствии с требованиями ФГОС и быть целеориентированным.

При составлении конспекта логопедического занятия требуется опираться на следующие методические рекомендации:

  1. Целевое назначение занятия, его тема и ход работы должны соответствовать этапу коррекционной терапии и особенностям речевого развития ребенка или группы детей.
  2. Все упражнения, используемые на занятии должны быть подчинены его целевому назначению и задачам деятельности.
  3. Каждое занятие должно характеризоваться логической завершенностью. Это означает, что в конспекте должны отражаться ожидаемые итоги работы. Они записываются в форме мини-выводов.
  4. Обеспечение плавности и последовательности деятельности. Необходимо прогнозировать ответы детей, вариации выполнения ими упражнений. Это закладывается в основу перехода от одного логопедического задания к другому. Также, необходимо соблюдать сюжетную линию, если занятия реализуются в игровой форме.
  5. Детальное изложение содержания работы. В конспекте должны полностью раскрываться методы, формы работы, средства ее реализации, направления деятельности. следование принципу «краткость сестра таланта» тут недопустимо.
  6. Возможность изложения информации в разных формах. Конспект может быть написан в виде таблицы, в виде этапов деятельности логопеда или в форме плана.

Пример составления конспекта логопедического занятия

Рассмотрим пример написания конспекта логопедического занятия, ориентированного на автоматизацию звука.

Конспект имеет следующий вид:

  1. Тема занятия: автоматизация звука «р».
  2. Целевое назначение занятия: довести произношение звука в речи ребенка до автоматизма.
  3. Задачи работы:

    • Коррекционно-развивающие: развитие органов артикуляции, формирование их активной работы при произношении звука {р}, развитие артикуляционной моторики;
    • Коррекционно-воспитательные: воспитание уважительного отношение к природе, любви к Родине;
    • Коррекционно-образовательные: развитие навыков составления слов с буквой р, правильное произношение данного звука, формулирование предложений.
  4. Инструментарий: карточки с заданиями, таблица звуков, наглядные пособия со слогами со звуком {р}.

  5. Ход занятия: приветствие, настрой на занятие. Проведение артикуляционной гимнастики, посредством выполнения движений органами артикуляции перед зеркалом. Далее, выполнение упражнений, готовящих органы артикуляции к произношению звука {р}. Выполняются упражнения: «дворник» - широкое открытие рта и дотягивание языка до верхних зубов с обратной стороны, «маляр» - поглаживание неба кончиком языка с широко открытым ртом, «гармошка» - оскал и поднятие языка к верхнему небу, открытие и закрытие рта. Упражнения выполняются по 10-15 секунд и пять-шесть раз.
  6. Изучение звука, посредством рассмотрения его на картинке: обозначение, написание, использование в словах.
  7. Освоение произношения звука. Объяснение артикуляционных движений, совершаемых при произношении {р} и выполнение попыток его произношения.
  8. Распознавание звука {р} на слух. Для этого применяются упражнения: похлопай в ладоши, когда услышишь звук, потопай ножками, громко рыкни.
  9. Произнесение слогов со звуком {р}.
  10. Подведение итогов. Задаются вопросы детям: Какой звук мы изучали, на что похоже его произношение, его основные характеристики. Также, необходимо вспомнить слова с данным звуком.
Дата последнего обновления статьи: 17.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot