Сущность конфликтов в учреждениях образования
Конфликт – это один из вариантов организации человеческих взаимоотношений, при котором происходит столкновение целей, точек зрения, взглядов и эмоций, являющихся разными и несопоставимыми, что обостряет противоречия между людьми и вызывает эмоциональный всплеск.
Чтобы развилась конфликтная ситуация, интересы, мнения, цели, взгляды, идеи должны быть диаметрально противоположными. Также, способы разрешения каких-то проблемных моментов, вопросов тоже должны быть разными. Наличие разные взглядов, мировоззренческих концепций, восприятие мира и законов его функционирования, также, обуславливает развитие конфликтов.
Образовательная система в целом, учебно-воспитательный процесс в отдельном учреждении не застрахованы от развития конфликтов. Более того, без них они не могут существовать должным образом, поскольку последние являются основным двигателем развития.
Еще одним поводом для развития конфликтных ситуаций в образовательном учреждении является разнообразие состава участников. Они различаются по:
- половому признаку;
- возрастному признаку;
- уровню интеллектуального, нравственного и духовного развития;
- степени воспитанности учащихся;
- интересам, мотивам, потребностям всех участников системы образования;
- социальному статусу субъектов образования;
- жизненным ценностям.
Любой конфликт, возникающий в образовательной среде носит педагогическую направленность, поскольку он затрагивает достижение основных образовательных целей и задач.
Конфликты являются ведущими факторами для социального развития личности.
Разновидности конфликтов
В образовательной системе могут возникнуть следующие виды конфликтов:
- Наличие противоречий в образовательной системе и учебно-воспитательном процессе. Такие конфликты отражают противоречие между целями и задачами образовательного учреждения, средствами и методами их достижения. Такие конфликты характеризуются широком многообразием. Они могут быть обусловлены разными мотивами деятельности, объективными и субъективными параметрами, наличием ролевой или позиционной ассиметрии.
- Конфликты, возникающие между администрацией учебного учреждения и педагогическим составом, отдельными педагогами. Они связаны с нарушением правил трудового взаимодействия и построения коммуникативных связей. Педагоги могут быть недовольны способами организации учебного процесса, нагрузкой, расписанием занятий, методическим снабжением, стилем руководства заведения, проведение внеплановых проверок и контроля деятельности педагогов, частая смена руководства и, в связи с тем, отсутствие постоянных правил и порядка в организации работы, завышенные требования к педагогическому составу, жесткие нормы деятельности, расхождение мнений в личных приоритетах, ненормированность труда, несоблюдение руководством норм трудового законодательства. Такие конфликты могут нести, как положительное, так и отрицательное воздействие на организацию трудовой деятельности. положительным оно будет в том случае, если способствуют выявлению противоречий и недостатков коллективной работы, переоценке ценностей руководства или педагогов, помогают руководству отыскать новые способы и пути решения проблем и создать комфортную психологическую атмосферу в заведении.
- Конфликты между отдельными педагогами. Причинами такого рода конфликтов могут быть вхождение в педагогический коллектив специалистов разных возрастных групп, имеющих свое специфическое мнение и взгляды на организацию учебно-воспитательного процесса, отсутствие уважения к мнению и позиции более опытных педагогов молодыми специалистами, различие в содержании и направлениях работы педагогов разных уровней обучения: начальной, средней и старшей школы, возникновение профессионального выгорания,
- Конфликты между педагогами и родителями учащихся. К этой категории конфликтов относятся разногласия, связанные со взглядами на модели воспитания. Мнения педагогов и родителей расходятся в отношении форм организации учебного процесса, применяемых технологий и методик, а в некоторых случаях и в отношении качества образовательных услуг обнаруживаются недовольства со стороны родителей. Родителям не нравится авторитарный стиль взаимодействия педагогов с учащимися, а педагоги не принимают родительского восхваление и почитание своих чад, переоценку их уровня развития. Развитие такого рода конфликта может отрицательно сказаться на ребенке, поскольку он оказывается центральным звеном противоречия и может остро его переживать.
- Конфликты между учащимися и педагогами. Они возникают из-за противопоставления мотивов, целей, позиций, социальных ролей. Педагогов возмущает отсутствие у учащихся стремления к познанию, нежелание заниматься и развивать свои навыки, а учащегося угнетает несправедливость педагога в отношении оценивания его знаний, методика преподавания, дающая неясное представление об учебной дисциплине, бессистемное изложение материала, наказания, связанные со списыванием, подсказыванием, которые учащиеся считают несправедливыми и незаслуженными. Некоторые педагоги не отличаются тактом при построении взаимоотношений с детьми, не применяют гибкий подход, учитывающий свойства отдельной личности. Это подрывает эмоциональный настрой ребенка на обучение и развивает конфликтную ситуацию.
- Конфликты между обучающимися. Такие конфликты могут носить характер явно выраженного, открытого противостояния, либо скрытого соперничества, вызванного разногласиями личностного характера. Кроме того, коллектив может не принять одного учащегося в свой состав при наличии у него агрессивного настроя, либо взглядов, противоречащих большинству.