Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конфликты в образовательном учреждении

Сущность конфликтов в учреждениях образования

Определение 1

Конфликт – это один из вариантов организации человеческих взаимоотношений, при котором происходит столкновение целей, точек зрения, взглядов и эмоций, являющихся разными и несопоставимыми, что обостряет противоречия между людьми и вызывает эмоциональный всплеск.

Чтобы развилась конфликтная ситуация, интересы, мнения, цели, взгляды, идеи должны быть диаметрально противоположными. Также, способы разрешения каких-то проблемных моментов, вопросов тоже должны быть разными. Наличие разные взглядов, мировоззренческих концепций, восприятие мира и законов его функционирования, также, обуславливает развитие конфликтов.

Образовательная система в целом, учебно-воспитательный процесс в отдельном учреждении не застрахованы от развития конфликтов. Более того, без них они не могут существовать должным образом, поскольку последние являются основным двигателем развития.

Еще одним поводом для развития конфликтных ситуаций в образовательном учреждении является разнообразие состава участников. Они различаются по:

  • половому признаку;
  • возрастному признаку;
  • уровню интеллектуального, нравственного и духовного развития;
  • степени воспитанности учащихся;
  • интересам, мотивам, потребностям всех участников системы образования;
  • социальному статусу субъектов образования;
  • жизненным ценностям.

Любой конфликт, возникающий в образовательной среде носит педагогическую направленность, поскольку он затрагивает достижение основных образовательных целей и задач.

Конфликты являются ведущими факторами для социального развития личности.

Разновидности конфликтов

В образовательной системе могут возникнуть следующие виды конфликтов:

  1. Наличие противоречий в образовательной системе и учебно-воспитательном процессе. Такие конфликты отражают противоречие между целями и задачами образовательного учреждения, средствами и методами их достижения. Такие конфликты характеризуются широком многообразием. Они могут быть обусловлены разными мотивами деятельности, объективными и субъективными параметрами, наличием ролевой или позиционной ассиметрии.
  2. Конфликты, возникающие между администрацией учебного учреждения и педагогическим составом, отдельными педагогами. Они связаны с нарушением правил трудового взаимодействия и построения коммуникативных связей. Педагоги могут быть недовольны способами организации учебного процесса, нагрузкой, расписанием занятий, методическим снабжением, стилем руководства заведения, проведение внеплановых проверок и контроля деятельности педагогов, частая смена руководства и, в связи с тем, отсутствие постоянных правил и порядка в организации работы, завышенные требования к педагогическому составу, жесткие нормы деятельности, расхождение мнений в личных приоритетах, ненормированность труда, несоблюдение руководством норм трудового законодательства. Такие конфликты могут нести, как положительное, так и отрицательное воздействие на организацию трудовой деятельности. положительным оно будет в том случае, если способствуют выявлению противоречий и недостатков коллективной работы, переоценке ценностей руководства или педагогов, помогают руководству отыскать новые способы и пути решения проблем и создать комфортную психологическую атмосферу в заведении.
  3. Конфликты между отдельными педагогами. Причинами такого рода конфликтов могут быть вхождение в педагогический коллектив специалистов разных возрастных групп, имеющих свое специфическое мнение и взгляды на организацию учебно-воспитательного процесса, отсутствие уважения к мнению и позиции более опытных педагогов молодыми специалистами, различие в содержании и направлениях работы педагогов разных уровней обучения: начальной, средней и старшей школы, возникновение профессионального выгорания,
  4. Конфликты между педагогами и родителями учащихся. К этой категории конфликтов относятся разногласия, связанные со взглядами на модели воспитания. Мнения педагогов и родителей расходятся в отношении форм организации учебного процесса, применяемых технологий и методик, а в некоторых случаях и в отношении качества образовательных услуг обнаруживаются недовольства со стороны родителей. Родителям не нравится авторитарный стиль взаимодействия педагогов с учащимися, а педагоги не принимают родительского восхваление и почитание своих чад, переоценку их уровня развития. Развитие такого рода конфликта может отрицательно сказаться на ребенке, поскольку он оказывается центральным звеном противоречия и может остро его переживать.
  5. Конфликты между учащимися и педагогами. Они возникают из-за противопоставления мотивов, целей, позиций, социальных ролей. Педагогов возмущает отсутствие у учащихся стремления к познанию, нежелание заниматься и развивать свои навыки, а учащегося угнетает несправедливость педагога в отношении оценивания его знаний, методика преподавания, дающая неясное представление об учебной дисциплине, бессистемное изложение материала, наказания, связанные со списыванием, подсказыванием, которые учащиеся считают несправедливыми и незаслуженными. Некоторые педагоги не отличаются тактом при построении взаимоотношений с детьми, не применяют гибкий подход, учитывающий свойства отдельной личности. Это подрывает эмоциональный настрой ребенка на обучение и развивает конфликтную ситуацию.
  6. Конфликты между обучающимися. Такие конфликты могут носить характер явно выраженного, открытого противостояния, либо скрытого соперничества, вызванного разногласиями личностного характера. Кроме того, коллектив может не принять одного учащегося в свой состав при наличии у него агрессивного настроя, либо взглядов, противоречащих большинству.
Дата последнего обновления статьи: 29.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot