Значение компьютерных игр для развития дошкольников
Компьютерная игра – это разновидность компьютерной программы, основное предназначение которой состоит в развлечении пользователя ПК.
Возможности применения этих игр для развития дошкольников достаточно велики. Если подобрать оптимальную игру, которая отвечает возрастным особенностям развития ребенка, его интересам, имеет учебную направленность, то применение такой игры в творческом, интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии дошкольника принесет должный воспитательный эффект.
Важным условием использования компьютерных игр в дошкольном возрасте является осмысленное участие ребенка в них. Только в этом случае, игра будет оказывать положительный воспитательный и развивающий эффект. Простое щелканье кнопками, когда игра лишена всякого обучающего компонента приводит к искаженному восприятию ребенком окружающей действительности, замещает его жизненные эмоции и привлекает, только, бестолковостью действий –«жму, что хочу и как хочу».
Еще одним условием применения компьютерных игр является сформированность эмоциональной сферы ребенка и его волевых чувств. Игры на ПК не должны стать основным направлением деятельности ребенка. Они должны быть оптимально включены в режим дня ребенка: занимать непродолжительный период, использоваться в определенное время, отвечающее максимизации включения в работу интеллектуальных процессов. Ребенок должен обладать силой воли, чтобы уметь выйти из игры и заняться иными делами, которые, также, входят в его режим дня.
При соблюдении данных условий применения ПК игр в образовательном процессе дошкольника, они имеют важное воспитательное и развивающее значение, которое можно отобразить следующими положениями:
- Расширение знаний об окружающем мире.
- Расширение активной лексики ребенка.
- Развитие памяти.
- Развитие внимания.
- Ознакомление с буквами и числами.
- Формирование навыков исследовательской деятельности. ПК игры строятся по принципу совершения исследовательской работы: ребенок занимается поиском и обработкой информации, ищет пути достижения цели игры.
- Развитие быстроты действий.
- Развитие навыков концентрации внимания.
- Подготовка к существованию и деятельности в информационном обществе.
- Развитие творческого потенциала ребенка, посредством активизации фантазии и воображения.
- Развитие мотивации к познанию. Компьютерная игра вызывает интерес у ребенка. Погружаясь в увлекательное пространство игры, он стремится к продолжению игрового действия. Следовательно, если наполнить игру учебным материалом, то познавательная заинтересованность ребенка будет день ото дня расти.
- Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля.
- Формирование адекватной самооценки. Это обеспечивается за счет реального видения продуктов своей деятельности, итогов совершения каких-то операций, выполнения задач.
Разновидности компьютерных игр, применяемых в целях воспитания и развития дошкольников
Ученые, педагоги и психологи, активно занимаются исследованием многообразия компьютерных игр и актуальностью их использования в дошкольном возрасте.
Игра, разработанная на компьютере в виде увлекательной программы, представляет собой размышления ребенка об окружающем мире. В ходе игрового действия, происходит оперирование знаниями и опытом ребенка. За счет чего осуществляется формирование его представлений об устройстве мира и законах его функционирования. Чтобы эти представления были адекватными, а развитие ребенка целенаправленным и продуктивным, необходимо выбирать оптимальные ПК игры, отвечающие возрастным особенностям и возможностям дошкольников, а также имели образовательную направленность.
Выделяют несколько групп компьютерных игр, оптимальных для использования в дошкольном возрасте. К ним относятся:
- Стратегические игры. Они основаны на развитие у участников игры навыков управления. Каждый игрок разрабатывает свою стратегию достижения положительных результатов игрового действия. В дошкольном возрасте применяются не полноценные стратегии, а игры с частичными элементами стратегии. Дошкольники не способны участвовать в полноценной стратегии – это сложно для их интеллектуального уровня развития. Помимо того, такие игры не вызывают у них особого интереса. Дошкольникам интересно наличие сюжета в игре и реализация каких-то реальных отношений. Поэтому, в сюжетные игры включается компонент стратегии, чтобы активизировать управленческие навыки детей, развить их инициативность.
- Головоломки. Такие игры представляют собой классические головоломки, перенесенные на монитор ПК. Головоломки могут носить статический и динамический характер. Статические - это классические головоломки, перенесенные в воображаемое пространство. Динамические игры делают акцент на развитие логики дошкольника и формирование у него навыков сообразительности. Кроме того, динамика игрового сюжета позволяет развить координацию движений, концентрацию внимания, навыки быстрого реагирования.
- Аркады. Такие игры основаны на совершение игровых действий с героем игры, который проходит разнообразные испытания, выполняет задания для достижения поставленной цели. Такие игры не требуют распределения ролей, поскольку в играх отсутствует конкретный замысел.
- Стимуляторы. Такие игры погружают участников игры в игровую ситуацию, требующую применения памяти и навыков пространственной ориентации. Стимуляторы активизируют работу реактивных функций организма, включают в работу сенсомоторику и способствуют развитию многих психических свойств, отвечающих за реакции и пространственную ориентацию.
- Сюжетные игры. Сюжетные игры в дошкольном возрасте основываются на использовании сюжета из сказок и детских рассказов. В сюжетной линии включена игровая ситуация, требующая вмешательства ребенка т.е. совершения им определенных действий, приводящих к выполнению героем сюжетной линии каких-либо действий.
- Развивающие игры. Такие игры включают в свой состав обучающий компонент, ориентированный на развитие определенных навыков дошкольника, усвоение какой-то информации, развитие разнообразных направлений деятельности. использование игр данной категории активизирует произвольное запоминание, включает в работу внимание и моторные функции, а также развивает навыки концентрации внимания и способствует развитию мыслительных процессов.