Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Комплексный метод преодоления заикания у дошкольников

Определение 1

Заикание – это нарушение работы речевого аппарата, возникающее в результате расстройств нервной системы, нарушений психических и моторных функций организма, приводящее к искажению произношения.

В этой связи, заикание требует комплексного подхода к устранению речевого нарушения.

Определение 2

Комплексный подход к коррекции заикания – это совокупность лечебно-педагогических мероприятий, ориентированных на воздействие на психофизиологическое состояние и нервные процессы организма, за счет использование большого арсенала средств и методов, а также задействования специалистов разных научных областей

Комплексный подход включает логопедические занятия, психологические консультации, лечебную физкультуру, воспитательное воздействие, медикаментозное лечение.

Комплексный метод преодоления заикания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Комплексный метод преодоления заикания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности комплексного подхода к логопедической коррекционной работе

Оказание логопедической помощи при заикании ребенка осуществляется по двум направлениям:

  • Вновь выявленное заикание. Сюда входит оказание помощи при заикании, выявленном не более двух недель назад;
  • Застарелое заикание. Сюда входит коррекционная работа с заиканием, длящемся более трех недель.

Вновь выявленное заикание корректируется путем применения совокупности действий и средств. Здесь необходимо организовать соответствующую обстановку пребывания ребенка: ребенок должен чувствовать себя расслабленным, а для этого его изолируют от общества на пару дней, организуя постельный режим в тихом, затемненном помещении. Общение с ребенком должно быть сведено к минимуму, а все обращения к нему быть произнесены в медленном темпе, спокойном ритме, тихим голосом или шепотом. Просмотр телевизора, прослушивание музыки, использование гаджетов должно быть исключено.

«Комплексный метод преодоления заикания у дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Эффективность логопедической терапии определяется минимизацией общения ребенка и максимизацией времени его сна. Для этого прибегают к специализированной помощи, как правило, невролога, который пропишет грамотное медикаментозное лечение ребенка.

Постельный режим и ограничение речевого взаимодействия должно быть реализовано в течение недели. Хорошо, если затем будет сменяна обстановка, контактные связи, круг общения ребенка.

Логопедическая коррекции застарелого заикания реализуется поэтапно:

  1. Этап молчания. Он необходим для торможения или ослабления патологических рефлекторных связей. Этот этап актуально реализовывать в течение нескольких дней – до одной недели. Дети обучаются правильному дыханию, медитации, самоконтролю. Происходит обучение артикуляционным действиям, связанным с выработкой точных артикуляционных движений.
  2. Этап активизации движений. Здесь происходит ориентация на взаимосвязь движений с речевым развитием ребенка. Выполнение определенных движений способствует формированию плавной речи медленного темпа. Поскольку, заикания являются следствием развития судорог в коре головного мозга, то движения помогают снять эти судороги за счет импульсов, реализуемых в процессе движений. Логопед применяют коррекционную гимнастику, спокойные игры – лото, домино. Данный этап целесообразно реализовывать в течение месяца.
  3. Этап полусопряженной речи. Он реализуется за счет проговаривания детьми одной фразы вместе с логопедом, а второй самостоятельно. Логопед помогает ребенку в произношении в нужном темпе. Ребенок просто повторяет то, что нужно, не напрягая мозг запоминанием или иной самостоятельной работой. Произношение должно быть спокойным, медленным, чтобы спазмы мышц речевого аппарата были сняты, а дыхание при произношении стабилизировалось.
  4. Этап отраженной речи. На данном этапе производится многократное повторение того, что ребенок слышит от логопеда. Длится данный этап не более десяти недель.
  5. Этап вопросно-ответной речи. Логопед читает детям рассказ, а после задает по нему вопросы, которые составлены таким образом, чтобы практически весь ответ содержался в вопросе. Иногда применяются игровые методы построения диалогов, логопедом даются подсказки детям, чтобы они могли спокойно, не нервничая ответить на вопрос. Временной период реализации данной терапии составляет 12 недель.
  6. Завершающий этап. Проводится активизации самостоятельных фраз ребенка, автоматизируется его самостоятельная речь в замедленном темпе. Логопедическая работа проводится на основе применения ролевых игр, пересказа детьми сказок, рассказов, придумывания историй и их спокойное рассказывание.

Комплексная работа логопеда при коррекции заикания проводится за счет привлечения ряда специалистов: невролога, психолога, психотерапевта, физиотерапевта, специалиста по ЛФК, каждый из которых применяет свои специфические методы и приемы коррекционной работы, ориентированной на стабилизацию работы нервной системы, достижение психического баланса детского организма, выработку верного произношения и доведение речевого произношения до автоматизма.

Методы логопедической коррекции заикания

Логопедическая коррекция заикания нацелена на организацию систематических плановых занятий, необходимых для освобождения речи ребенка от напряжения, обеспечение ей медленного темпа, свободного выражения, придания чувства ритма и выражения.

Логопеды стремятся устранить все недостатки произношения, способные повлиять на развитие заикания. Сюда входит и построение верной артикуляции речи.

Комплексная методика коррекции заикания реализуется в три стадии:

  1. Проведение логопедических упражнений, применение процедур ЛФК, физиотерапии, ориентированной на построение отраженной речи и верного произношения стихов, фраз.
  2. Проведение упражнений по самостоятельной работе ребенка, построению верных речевых конструкций путем описания картинок, ответов на вопросы, пересказов, составления самостоятельного рассказа из картинок или предметов.
  3. Автоматизация речевых навыков, их применение в практической деятельности – общении. Дети общаются со сверстниками, взрослыми, стоят диалоги, участвуют в беседах, общаются во время игровой и иных видов деятельности.

На логопедических занятиях активно применяются дидактические игры, позволяющие развить разную речь и провести коррекцию отклонений на разных этапах их проявления. Применение игр особенно эффективно в коррекционной работе, поскольку они строятся по образу реальных процессов жизнедеятельности, усваивая которые, дети перестраивают свое поведение, меняется речь заикающихся и устраняется ее нарушение. Кроме того, существуют игры, содержащие релаксирующие упражнения, перестраивающие дыхание, привлекающие ребенка к режиму молчания или свободного общения.

Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot