Понятие компетенции
Компетенция - область вопросов, в которой человек осведомлен, обладает знаниями и определенным опытом.
Компетенция в педагогике представляет собой интегрированный результат овладения содержанием образования, выражаемый в готовности ученика применять усвоенные знания, навыки и умения, а также способы деятельности в определенных жизненных ситуациях с целью решения теоретических и практических задач.
Компоненты компетенции
Компетенция - интегральный результат взаимодействия следующих компонентов:
- мотивационного, выраженного в глубокой заинтересованности в определенном виде деятельности и наличии личностных смыслов в решении конкретной задачи;
- целевого, связанного с умением ставить личные цели, соразмерные собственным смыслам, составлять личные планы и проекты, конструировать конкретные действия и поступки, обеспечивающие достижение желаемого результата;
- ориентационного, предусматривающего учет внешних и внутренних условий деятельности;
- функционального, предполагающего использование знаний, умений, способов деятельности, информационную грамотность в качестве основы для формирования собственных вариантов действий, принятия решений;
- контрольного, который заключается в наличии четких измерителей процесса деятельности и ее результатов, совершенствовании своих действий в соответствии с целью;
- оценочного, связанного со способностью к самоанализу и адекватной самооценкой.
Данные компоненты в структуре общей компетенции тесно переплетены между собой. Каждый компонент оказывает влияние на развитие других компонентов.
Компетентность
Знание человеком соответствующей компетенции - это компетентность. Компетенция - заданная норма образовательной подготовки, а компетентность - качество личности, необходимое для качественной, эффективной деятельности в определенной области.
Главная особенность компетентности, как педагогического явления, заключается в том, что это не специфические предметные знания и абстрактные общепредметные мыслительные операции, а абсолютно конкретные жизненные навыки и умения, необходимые человеку.
Компетентно-ориентированное образование
Проблему компетентно-ориентированного образования изучают известные международные организации, такие как ЮНЕСКО, Совет Европы, ЮШСЕФ, ПРООН, Организация европейского сотрудничества и развития и другие.
Во многих европейских странах вносятся изменения в программы обучения, направленные на создание базы для достижения учащимися определенных компетенций. При этом существует необходимость в определении ограниченного набора компетенций, которые являлись бы ключевыми. Примерный список ключевых компетенций выглядит следующим образом: изучать, думать, искать, сотрудничать, адаптироваться, приниматься за дело. Но единого определения и перечня ключевых компетенций не существует. Это обусловлено тем, что компетенции являются заказом общества на подготовку его граждан.
Умение учиться как основная компетенция в педагогике
Умение учиться программирует личный опыт самостоятельного учения. Ребенок, умеющий самостоятельно учиться, запрограммирован на самостоятельную и творческую работу в будущем.
Данная компетенция предполагает следующее:
- учащийся сам определяет цели учебно-познавательной деятельности или принимает цель, предложенную педагогом;
- учащийся планирует свою деятельность;
- ученик организует свою деятельность для достижения цели;
- учащийся находит и отбирает необходимые знания и способы для решения задач;
- ребенок последовательно выполняет действия, приемы и операции;
- учащийся осознает свою деятельность и совершенствует ее;
- ребенок обладает умениями и навыками самоконтроля и самооценки.