Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммутативная грамматика, ее роль в педагогике

Теория коммуникативной грамматики

Определение 1

Коммуникативная грамматика – это направление в исследовании языка, которое соединяет в себе системные представления грамматики и анализ текста, рассматривая значимые единицы языка в рамках коммуникативной деятельности говорящего.

Современный этап развития грамматики предполагает обязательное внимание к системному описанию:

  • во-первых, трехмерной целостности предложения,
  • во-вторых, прагматических возможностей модели предложения с учетом степени ее текстовой обусловленности.

Понимание трехмерной целостности в качестве основного признака идентификации конкретной языковой единицы вызвало необходимость отказа от приоритета формы над значением, то есть было необходимо пересмотреть приоритет классификационно-описательного принципа представления русского предложения как списков структурных схем, которые лишены не только функций, но и семантики.

Русский язык – синтетический, флективный, а в таких языках особую роль играют отношения синтаксиса и морфологии. В описательной грамматике исследователи интересуются только отношениями между компонентом предложения и словоформой, а в объяснительной грамматике устанавливают отношения между типовыми значениями предложения и категориальным значением частей речи, которые принимают участие в организации определенного типа предложения.

Классификация предложений в коммуникативной грамматике базируется на идее поля. Полевым представлением системы предполагается отграничение основных, базовых и центральных структур от периферийных. Критерием деления становится признак изосемичности:

Изосемичность – это прямое и наиболее простое отношение между морфологическим и категориально-синтаксическим значением;

Неизосемичность представлена несовпадением категориально-морфологического и категориально-синтаксического значения.

Коммуникативная грамматика основой собственной объяснительной теории видит идею о триединой сущности языковых единиц, чем соединяется системное и текстовое исследования языковых единиц.

«Коммутативная грамматика, ее роль в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Чтобы соединить в одном исследовании структуры семантики и функции необходимо пользоваться лингвистическими инструментами, которые могут обнаружить связь слова, предложения и текста, а также грамматической системы и текста.

К таким грамматическим инструментам относят:

  • модель субъективной перспективы высказывания;
  • коммуникативный регистр речи;
  • таксис в качестве техники межпредикативных отношений в тексте.

Если конкретное высказывание исследовать, используя каждый из трех инструментов, то очевидно, что отношение высказывания к действительности может интерпретироваться системой коммуникативных регистров, отношение высказывания к сфере мыслящего человека представляет субъективная перспектива, а отношение высказывания к другому высказыванию объясняет теория таксиса.

Коммуникативный регистр речи – представляет модель речевой деятельности, которая обусловлена личным мнением того, кто говорит и его личными коммуникативными интенциями, а также располагающая определенными языковыми средствами, и реализующаяся в конкретном фрагменте изучаемого текста. В условиях текста – коммуникативный регистр – средство обнаружения синтаксической композиции, а в рамках языковой системы образует область функциональных возможностей языковых единиц.

Модель субъективной перспективы соединяет пять субъективных сфер, взаимодействие которых и организует высказывание, объясняя его функционирование в тексте.

Таксис – линейное взаимодействие предикативных единиц, основанное на механизме совпадения–несовпадения по трем параметрам: модальность, время и лицо.

Коммуникативная грамматика и языковое общение

Сама идея коммуникативного описания грамматики относится к Щербе Л.В., который выделил активную и пассивную грамматику. Новый импульс данной дисциплине был дан коммуникативной грамматикой Дж. Лича и Я. Свартвика. Методологически их концепция восходила к неофертианству, в рамках которого язык рассматривали в качестве составной части коммуникативной ситуации, а значение понимали в качестве неоднородного многоуровневого феномена с результирующей на уровне контекста конкретной ситуации, представляющем многоаспектное интра- и экстралингвистическое образование, часто панхронического характера.

Авторами выделено четыре стратума в организации значения – концептуальный, логико-коммуникативный, прагматический и дискурсный.

  • Концептуальный подход считают собственно семантическим, поэтому семантика выходит за границы референциального аспекта.
  • Логическая коммуникация определяется в качестве стратума, в котором установлены категории, отвечающие за отражение непосредственно денотативной ситуации, которая преломляется в пропозициональную структуру, определяя аналитическую истинность предложения, его первичный коммуникативный тип и рассматривая его в понятиях возможных миров. Как конструктивные единицы на данном уровне используют концепты.
  • Прагматический уровень работает с высказываниями. Здесь предполагается преломление единиц второго уровня с непосредственно коммуникативными целями, с активным использованием разнообразных видов речевых актов.
  • Дискурс предполагает организацию мысли для оптимальной ее передачи. Здесь определяют актуальное разделение предложений в тексте, а понимание компонентов актуального деления представляется более детализировано, чем в работах наиболее крупного представителя неофертианства – М. Хэллидея.
Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot