Теория коммуникативной грамматики
Коммуникативная грамматика – это направление в исследовании языка, которое соединяет в себе системные представления грамматики и анализ текста, рассматривая значимые единицы языка в рамках коммуникативной деятельности говорящего.
Современный этап развития грамматики предполагает обязательное внимание к системному описанию:
- во-первых, трехмерной целостности предложения,
- во-вторых, прагматических возможностей модели предложения с учетом степени ее текстовой обусловленности.
Понимание трехмерной целостности в качестве основного признака идентификации конкретной языковой единицы вызвало необходимость отказа от приоритета формы над значением, то есть было необходимо пересмотреть приоритет классификационно-описательного принципа представления русского предложения как списков структурных схем, которые лишены не только функций, но и семантики.
Русский язык – синтетический, флективный, а в таких языках особую роль играют отношения синтаксиса и морфологии. В описательной грамматике исследователи интересуются только отношениями между компонентом предложения и словоформой, а в объяснительной грамматике устанавливают отношения между типовыми значениями предложения и категориальным значением частей речи, которые принимают участие в организации определенного типа предложения.
Классификация предложений в коммуникативной грамматике базируется на идее поля. Полевым представлением системы предполагается отграничение основных, базовых и центральных структур от периферийных. Критерием деления становится признак изосемичности:
Изосемичность – это прямое и наиболее простое отношение между морфологическим и категориально-синтаксическим значением;
Неизосемичность представлена несовпадением категориально-морфологического и категориально-синтаксического значения.
Коммуникативная грамматика основой собственной объяснительной теории видит идею о триединой сущности языковых единиц, чем соединяется системное и текстовое исследования языковых единиц.
Чтобы соединить в одном исследовании структуры семантики и функции необходимо пользоваться лингвистическими инструментами, которые могут обнаружить связь слова, предложения и текста, а также грамматической системы и текста.
К таким грамматическим инструментам относят:
- модель субъективной перспективы высказывания;
- коммуникативный регистр речи;
- таксис в качестве техники межпредикативных отношений в тексте.
Если конкретное высказывание исследовать, используя каждый из трех инструментов, то очевидно, что отношение высказывания к действительности может интерпретироваться системой коммуникативных регистров, отношение высказывания к сфере мыслящего человека представляет субъективная перспектива, а отношение высказывания к другому высказыванию объясняет теория таксиса.
Коммуникативный регистр речи – представляет модель речевой деятельности, которая обусловлена личным мнением того, кто говорит и его личными коммуникативными интенциями, а также располагающая определенными языковыми средствами, и реализующаяся в конкретном фрагменте изучаемого текста. В условиях текста – коммуникативный регистр – средство обнаружения синтаксической композиции, а в рамках языковой системы образует область функциональных возможностей языковых единиц.
Модель субъективной перспективы соединяет пять субъективных сфер, взаимодействие которых и организует высказывание, объясняя его функционирование в тексте.
Таксис – линейное взаимодействие предикативных единиц, основанное на механизме совпадения–несовпадения по трем параметрам: модальность, время и лицо.
Коммуникативная грамматика и языковое общение
Сама идея коммуникативного описания грамматики относится к Щербе Л.В., который выделил активную и пассивную грамматику. Новый импульс данной дисциплине был дан коммуникативной грамматикой Дж. Лича и Я. Свартвика. Методологически их концепция восходила к неофертианству, в рамках которого язык рассматривали в качестве составной части коммуникативной ситуации, а значение понимали в качестве неоднородного многоуровневого феномена с результирующей на уровне контекста конкретной ситуации, представляющем многоаспектное интра- и экстралингвистическое образование, часто панхронического характера.
Авторами выделено четыре стратума в организации значения – концептуальный, логико-коммуникативный, прагматический и дискурсный.
- Концептуальный подход считают собственно семантическим, поэтому семантика выходит за границы референциального аспекта.
- Логическая коммуникация определяется в качестве стратума, в котором установлены категории, отвечающие за отражение непосредственно денотативной ситуации, которая преломляется в пропозициональную структуру, определяя аналитическую истинность предложения, его первичный коммуникативный тип и рассматривая его в понятиях возможных миров. Как конструктивные единицы на данном уровне используют концепты.
- Прагматический уровень работает с высказываниями. Здесь предполагается преломление единиц второго уровня с непосредственно коммуникативными целями, с активным использованием разнообразных видов речевых актов.
- Дискурс предполагает организацию мысли для оптимальной ее передачи. Здесь определяют актуальное разделение предложений в тексте, а понимание компонентов актуального деления представляется более детализировано, чем в работах наиболее крупного представителя неофертианства – М. Хэллидея.