Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности детей младшего дошкольного возраста

Определение 1

Младший дошкольный возраст – это период развития ребенка, охватывающий промежуток от трех до четырех лет.

В этот период развитие детей связано с четким разграничением себя и взрослых, выделением и утверждением своего «Я». Все действия ребенок стремится выполнять самостоятельно, избегая помощи взрослых. Также, ребенок испытывает желание попробовать что-то новое, чего он ранее не делал, независимо от того умеет он это или нет, доступно это его пониманию и возможностям или не доступно.

Развитие трехлетних детей имеет свои специфические особенности, которые проявляются во всех сферах деятельности и направлениях развития.

Особенности физического развития младших дошкольников

Физическое развитие ребенка в трехлетнем возрасте предполагает владение им следующими навыками:

  • Ходьба;
  • Бег;
  • Прыжки;
  • Лазание по разнообразным поверхностям, преодоление препятствий;
  • Действия с различными предметами;
  • Знание гигиенических процедур.
Замечание 1

Все названные навыки можно охарактеризовать, как гармонично развитые т.е. ребенок владеет точной структурой выполнения движений, осознает их, пространственно ориентируется и владеет координацией движения, выполняет их в нужном направлении, легко меняет его.

Физические навыки постепенно развиваются и, к четырем годам, расширяется их спектр. Дети способны на выполнении достаточно сложных движений и упражнений. Например, поймать летящий мяч, ударить мяч об пол и поймать его, пройти по узкому бордюру без поддержки.

Выполняя разнообразные упражнения и, принимая участие в играх, спортивных соревнования, происходит формирование детской самооценки. Естественно, что она еще не будет достаточно развитой. Она в полной мере зависит от взгляда взрослого – педагога или родителя, оценки им действий ребенка, правильности, выполняемых движений.

«Особенности детей младшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В этот возрастной период, ребенок уже может пользоваться туалетом, способен самостоятельно помыть руки, почистить зубы, владеет кухонными приборами при приеме пищи, может одеться и обуться.

Особенности речевого развития

Особенностью развития речевого аппарата ребенка на данном этапе является его сильное восприятие к языку, его звукам и смысловому назначению. Речь уже становится более осознанной, но при этом продолжает быть неустойчивой, закреплена недостаточно, является кратковременной.

Общаясь со взрослым, ребенок вступает в фазу познания окружающего мира. Он задает все больше вопросов «что?» да «почему? и стремится получить на них максимально развернутые и понятные ответы. Если ранее речь носила только конкретно-ситуативный характер т.е. применялась к данной ситуации, процессу, то теперь она становится более свободной – контекстной.

Количество слов и фраз ребенка постоянно расширяется, активно используются грамматические категории. Конечно, многие слова, фразы произносятся неверно. Может быть нарушено звуковое произношение или грамматическое строение – род, пол, число, время, но в целом речь является достаточно полной и понятной.

Специфика развития познавательной сферы

На данном этапе процесс познания и его развитие характеризуется активным восприятием ребенком окружающего мира, его процессов и явлений. В основном оно реализуется за счет ощущений. Он знает и понимает предназначение вещей и предметов и применяет их в быту, игре, общении.

Начиная с трехлетнего возраста, а бывает и раньше, ребенку уже недостаточно просто наблюдать за объектами и процессами окружающего мира. Он стремится все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Вопросы касаемо предметов и процессов задаются им взрослым непрерывно. Они не заканчиваются. Объяснение одного процесса влечет за собой новый перечень вопросов. Жажда познания находится в активной фазе.

Можно выделить основные свойства познавательного процесса этого периода:

  • Развитие образов памяти. Ребенок запоминает уже несколько слов и названий, причем осознает их и применяет в нужный момент. В четыре года уже развиваются навыки заучивания небольших стихотворений или их частей;
  • Развитие способностей оценивания предметов. Дети в этом возрасте вполне могут выделить какие-то признаки предмета, сравнить его с другими аналогичными;
  • Формирование краткосрочной конструктивной деятельности. сосредоточиться на одном процессе длительное время ребенку пока не удается. Он может заниматься тем, что ему нравится в течение пяти минут, а затем деятельность необходимо сменить;
  • Внимание ребенка является непроизвольным;
  • Ребенок знает какими свойствами обладают предметы, может их выделить, а также знает назначение различных предметов и объектов, их полезность для окружающего мира.

Особенности построения коммуникативных связей в младшем дошкольном возрасте

Именно в этом возрасте происходит развитие стремления и заинтересованности ребенка в установлении социальных контактов. Ребенку становится интересно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в разнообразных видах и сферах деятельности. при этом, эмоциональное восприятие ребенка находится на пике. Он испытывает множество чувств и эмоций. Это может быть радость, недовольство, страх, симпатия, удивление и т.д.

Среди окружающих ребенка людей он выделяет тех, которые ему интересны и приятны и тех, кто вызывает отрицательные эмоции – агрессию, страх, антипатию.

Социальные контакты строятся ребенком, посредством применения речи или неречевых способов, представленных мимикой, различными жестами и движениями, построением поз, взглядами. При этом процесс общения является лишь поверхностным. Его нельзя назвать длительным и конструктивным. Общение достаточно неустойчиво и применимо к конкретной ситуации, по завершению которой оно прекращается.

Наиболее активно контакты строятся детьми в процессе игры. Начинают применяться наиболее простые сюжетно-ролевые игры с небольшим количеством действий.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot