Методика создания и развития ученического коллектива
Коллектив – это динамическое объединение людей. Формирование и развитие коллектива протекает под воздействием борьбы противоречий, столкновений интересов коллектива и отдельных его представителей, потребностей личности и возможностей их реализации в условиях коллектива.
Практически любой учитель хочет создать в классе интеллектуальную и духовно богатую, нравственно чистую и эмоционально благоприятную атмосферу. Для этого классному руководителю сначала необходимо определить, какой тип деятельности в жизни класса может стать приоритетным. На выбор приоритетного типа деятельности влияют интересы и потребности учеников, личностные особенности классного руководителя, особенности воспитательной работы предыдущего классного руководителя, тип учебного заведения.
Классный руководитель должен четко представлять реальное положение межличностных и деловых отношений в классе, а также возможности и средства их улучшения. Педагог должен держать в поле зрения всех членов классного коллектива, особенно тех учеников, которые занимают неблагополучное положение внутри детского коллектива.
В последние годы педагоги начали больше внимания уделять деловому и неформальному общению учеников, развитию коммуникативной культуры учащихся. Педагоги стали проводить тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, организовывать кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только обогатило воспитательный процесс, но и повысило его эффективность.
Важное место в деятельности классного руководителя отведено моделированию образа ученика класса, образу жизнедеятельности класса, построению в нем деятельности, общения и отношений, а также представлению о внешних связях и отношения в классе, а его месте и роли в школьной общности.
Сплочение коллектива выступает не самоцелью, а способом достижения целей, которые стоят перед классом и реализуются через ученическое самоуправление. Развивать навыки самоуправления должны осуществляться посредством разработанной системы чередования творческих поручений, которые должны быть согласованы с основными типами воспитательной деятельности.
Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает, что в классе сформирована благоприятная среда для развития детей. А совместная деятельность и общение членов классного коллектива помогает повторению и развитию уникальной внутриколлективной атмосферы, особенного психологического климата, благодаря которым отношения в ученическом коллективе, их взаимопонимание сохраняются на многие годы.
Пристальное внимание следует уделять классным часам. На классных часах можно организовывать встречи с интересными людьми, проводить викторины, обсуждать различные актуальные вопросы. Обсуждение совместных проблем способствует сплочению классного коллектива, помогает детям лучше узнать друг друга.
Развитие личности в коллективе
При учете всех основ гуманистической педагогики и требований, предъявляемых сейчас к воспитанию молодого поколения, цель воспитательной деятельности должна заключаться в управлении процессом развития образованной и целеустремленной личности, которая способна к самопознанию, самовыражению, самореализации и человеколюбию, основанным на взаимодействии всех участников воспитательной деятельности. Каждый участник процесса воспитания выполняет свою функцию, чтобы достичь единой цели. В рамках гуманистической педагогики под управлением понимают не просто руководство, а направление, оказание помощи и поддержки. И ученики, и учитель – активные субъекты воспитательной деятельности.
Реализация программы сплочения классного коллектива и развития личности в нем, в рамках гуманистической педагогики, идет в соответствии с четырьмя правилами:
- не забывать, что ребенок – человек и ценен этим в первую очередь;
- стараться видеть в другом человека в любом его проявлении;
- помогать другому оставаться человеком в любой ситуации;
- не ставить что-либо выше личности человека.
Ребенок живет среди людей, поэтому он должен быть настроен на дружелюбность, честность и сострадание, толерантность и порядочность. Руководствуясь принципами гуманистической педагогики в своей деятельности, учитель должен считать главным – личный пример. Он должен подавать пример активности и теплого отношения, положительной самооценки и жизнерадостности, сформированной личности, порядочности, должен быть примером отношения к другим. Необходимо также доверять детям, уметь понимать и принимать его внутренний мир, его состояние. Все это должно сочетаться с требовательностью, но не жесткой, а направленной, в первую очередь на самого себя.
Среди задач по работе с классом, направленных преимущественно на становление и развитие сплоченности детского коллектива, можно выделить следующие:
- укрепить классное содружество, главные ценности которого – дружба и взаимопомощь;
- создать условия для интеллектуального, нравственного и культурного воспитания учеников;
- оказать помощь ребенку в раскрытии его индивидуальности;
- создать атмосферу доверия и оказания помощи по преодолению чувства страха и неуверенности в своих силах.
От личности способной к самоопределению, самовыражению и самореализации, которой является учитель, должны исходить действия, развивающие детскую личность до взаимодействия, взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоуважения с каждым членом классного коллектива.
В своей деятельности учителю необходимо стремиться воспитывать у детей чуткость к глобальным проблемам всего человечества, горестям жителей других государств, а также участливо относиться к делам и заботам родных, близких и просто живущих рядом людей, своих друзей и одноклассников.