Сущность картотеки и цели ее составления
Картотека – это сборник неких данных, которые упорядочены определенным образом, чаще всего информация располагается на карточках небольшого формата.
Картотека представляет собой своеобразный каталог, в котором каждая карточка является отдельной информационной единицей, несущей в себе определенные сведения о конкретном хранимом объекте.
Основными целями составления картотеки труда в средней группе является достижение следующих целей:
- Приучение детей поддерживать порядок самостоятельно. Порядок необходимо поддерживать в группе (игровой уголок, столы для творчества и т.д.), на участке. Детей учат самостоятельно убирать по местам игрушки, настольные игры, строительный материал и т.д.
- Приучение детей к работе на огороде детского сада и участке (посев семян, полив, прополка, сбор урожая).
- Поощрение детей за стремление самостоятельно выполнять обязанности дежурных (в столовой, по живому уголку и т.д.).
- Совершенствование умений самостоятельно раздеваться и одеваться, аккуратно вешать и складывать свою одежду. Воспитывать в детях стремление быть опрятным и аккуратным.
Преимущества использования картотеки в работе с детьми заключается в том, она позволяет многократно использовать накопленный воспитателем учебный материал, при необходимости осуществляя его корректировку. Это позволяет педагогу значительно экономить собственные силы и время. Варианты моделирования картотек большое количество. Задача воспитателя выбрать наиболее удобный и функциональный для него вариант.
Пример картотеки по труду для средней группы
Картотека по труду для средней группы ДОУ, может содержать следующие карточки.
Карточка №1. «Порядок в шкафу с пособиями и игрушками»
Цель: научить детей самостоятельно, красиво и аккуратно расставлять пособия и игрушки по местам, поддерживать в шкафах порядок, при необходимости протирать пыль.
Карточка №2. «Чистый подоконник».
Цель: научить детей работать с водой соблюдая гигиенические навыки (засучивать рукава, мочить и отжимать тряпочку, при необходимости прополаскивать и стирать ее).
Карточка №3. «Помощь няне»
Цель: учить детей самостоятельно застилать и снимать постельное белье, оказывать посильную помощь взрослым, развивать желание помогать и уважительное отношению к труду других.
Карточка №4. «Дежурство в столовой»
Цель: научить детей самостоятельно и добросовестно выполнять возложенные на дежурного обязанности (правильно одевать одежду дежурного, мыть руки, расставлять и убирать посуду, убирать со стола и на полу под столами).
Карточка №5. «Дежурство во время учебных занятий»
Цель: учить детей добросовестно и самостоятельно выполнять обязанности, которые возложены на дежурного по занятиям (раскладывать пособия и материалы, мыть и убирать столы после занятий).
Карточка №6. «Порядок в игрушках».
Цель: научить детей бережному отношению к игрушкам (содержать их в чистоте и порядке, расставлять и убирать по местам).
Карточка №7. «Порядок в шкафчике».
Цель: научить детей поддерживать чистоту и порядок в личных шкафах для хранения одежды.
Карточка №8. «Ремонт книг».
Цель: учить детей бережному отношению к книгам, приучать своевременно подклеивать, правильно пользоваться всеми необходимыми канцелярскими инструментами (клей, ножницы, салфетки и т.д.).
Карточка № 9. «Чистые стульчики».
Цель: приучать детей к чистоте и порядку, помогать няне поддерживать чистоту в групповой комнате, а именно следить за чистотой стульчиков (протирание влажной тряпочкой, расставлять по местам после занятий и еды).
Карточка №10. «Стирка одежды кукол»
Цель: учить детей оказывать воспитателю помощь в стирке одежды и постельки кукол, учить перед началом работы (стирки) надевать специальные рабочие фартуки, самостоятельно готовить все необходимые для стирки и сушки принадлежности, собственное рабочее место, уметь пользоваться всеми необходимыми инструментами и материалами (тазик, ковш, мыло, прищепки и т.д.).
Карточка № 11. «Моем свои расчески».
Цель: привить детям навки в мытье, полоскании и чистке расчёсок и щёток.