Структура графомоторных навыков
Графомоторный навык - это конкретное положение и движения пишущей руки, позволяющие успешно рисовать, писать, раскрашивать, штриховать и т.д.
Структура графомоторных навыков включает в себя следующее:
- Мелкая мускулатура пальцев рук – представляет собой контроль над силой пальцев и быстротой их движения в работе.
- Зрительный синтез и анализ – определение левых и правых частей тела, его ориентировка в пространстве, расположение по отношению к окружающим предметам, умение выполнять задания с конкретными условиями и выбирать нужное направление движения.
- Рисование – включает в себя штриховку, обведение по контуру, обводку, умение срисовывать геометрические фигуры, рисовать предметы и детали, дорисовывать незаконченные рисунки или недостающие детали на них.
- Графическая символика – умение рисовать различной сложности узоров, а также изображать их с помощью разнообразных символов и знаков.
Таким образом, структура графомоторных навыков весьма обширна, освоение каждого ее элемента требует от ребенка значительных усилий. Для того, чтобы освоение осуществлялось без переутомлений и перегрузок, а результат был высок, формирование графомоторных навыков осуществляется поэтапно.
Этапы формирования графомоторных навыков
Формирование графомоторных навыков начинается в период дошкольного детства, родителями или воспитателями ДОУ. Предусматривает прохождение следующих последовательных этапов.
Первый этап – развитие у ребенка дошкольного возраста мелкой и крупной моторики.
На данном этапе необходимо выполнять ряд специальных упражнений, которые направлены на развитие моторики ребенка. Рекомендовано выполнять следующие графомоторные упражнения:
- Пальчиковая гимнастика
- Массаж и самомассаж
- Лепка из пластилина, соленого теста, массы для лепки и т.п.
- Вырезание из бумаги фигур различной степени сложности
- Составление бус, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков и т.п.
- Собирание мозайки и пазлов
- Конструирование (лего, кубики, модули и т.п.)
- Раскрашивание раскрасок
- Специальные игры: палочки «Кюизенера», «Танграмм» с прищепками, крупами и т.п.
Второй этап – направлен на формирование у детей пространственных представлений и их речевое обозначение.
Этот этап предусматривает формирование у детей таких навыков как:
- Ориентировка в собственном теле и его положение в окружающем пространстве
- Ориентировка в окружающем пространстве, среди находящихся в нем предметов
- Уточнение пространственного расположения тела и окружающих его предметов, а также расположение на плоскости
На данном этапе целесообразно использовать следующие графомоторные упражнения:
- Конструирование, раскладывание и выкладывание сериационных рядов
- Разнообразные пальчиковые игры и упражнения
- Штриховка
- Выкладывание букв и цифр из различных предметов
- Различного рода работы с мелкими предметами
- Лепка, аппликация, рисование и т.д.
Третий этап – непосредственное развитие графомоторных навыков.
Данный этап включает в себя:
Развитие у детей зрительного гнозиса. Используются упражнения:
- Контурное изображение предметов
- Перечеркивание контурных изображений, наложение контуров один на другой и т.п.
- Формирование и уточнение представление о форме, величине, цвете.
- Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти
Формирование и развитие у детей зрительного синтеза и анализа.
Формирование и развитие у детей зрительного узнавания и восприятия.
Четвертый этап – формирование и развитие изобразительно-графических способностей.
На данном этапе используются следующие графомоторные упражнения:
- Знакомство с рабочими тетрадями, рабочей клеткой и строкой
- Обучение написанию и начертанию горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, а также их комбинация
- Рисование различных по сложности орнаментов и узоров, дуг, волнистых линий, овалов, кругов и т.д.
- Рисование предметов различной сложности по клеткам, графические диктанты
- Ознакомление с графическими символами
- Формирование графического образа букв и цифр (графемы)
- Дифференциация букв, которые имеют кинетическое сходство в написании
Во время работы на листе бумаги или тетрадях у детей осуществляется развитие и укрепление мелкой моторики рук, совершенствование зрительной и двигательной координации, улучшается координация на листе, а также осуществляется развитие внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия, речи.
Формирование интереса к графическим упражнениям
Формирование графомоторных навыков требует от педагога определенных профессиональных умений. Для того, чтобы процесс формирования протекал продуктивно и был интересен ребенку, предварительно его необходимо подготовить. Предварительная подготовка включает в себя зарождение и последующую поддержку к графомоторным упражнениям.
Графомоторные упражнения должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям ребенка, не перегружать его. Так как занятия начинаются еще в дошкольном возрасте, то целесообразнее их проводить в игровой форме. Педагог должен ставить перед каждым воспитанником посильные задачи, при этом важно обращать внимание на то, что ребенок уже умеет.
При выполнении графомоторных упражнений следует обращать внимание на графические успехи детей, что оказывает положительное влияние на стимулирование их дальнейшей деятельности, повышает интерес на выполнение графомоторных заданий и упражнений.
Выполнение графомоторных упражнений позволяет решить ряд следующих задач:
- Интеллектуальное развитие детей.
- Подготовка к успешному овладению письмом.
Решение этих задач способствует тому, что в будущем ребенок сможет избежать некоторых проблем школьного обучения. Если графомоторные навыки не начинают формировать с раннего дошкольного возраста, то к моменту поступление ребенка в школы могут возникнуть значительные трудности в освоении навыков письма. Чаще всего отмечают следующие проблемы:
- Небрежный и неразборчивый почерк
- Быстрая утомляемость руки
- Слабая фиксация рабочей строки
Таким образом, формирование графомоторных навыков необходимо начинать как можно раньше. Для успешности данной деятельности необходимо создать оптимальные условия по накоплению ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.