Уровни воспитанности младших школьников
Воспитанность – это одно из личностных свойств, которому характерна совокупность достаточно сформированных, социально значимых качеств, которыми в обобщенной форме отражается система отношений человека к миру, окружающим людям, самому себе.
В психолого-педагогической практике принято выделять 4 уровня воспитанности:
- Очень низкий уровень – нравственно отрицательный образ школьника: негативное поведение, с трудом исправляемое под педагогическим воздействием, не развитые самоорганизация и саморегуляция.
- Низкий уровень – слабое проявление положительного, неустойчивого опыта поведения, отмечаются срывы, поведение регулируется преимущественно требованиями со стороны старших, а также другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция проявляется в зависимости от ситуации.
- Средний уровень – характеризуется устойчивым положительным поведением, наличием регуляции и саморегуляции, однако, активная позиция относительно деятельности и поступков товарищей по классу еще не проявилась.
- Высокий уровень – у ребенка имеются устойчивый и положительный поведенческий опыт, самоорганизация и саморегуляция вместе со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявляют активную позицию.
Чтобы изучить уровень воспитанности ученика младшей школы, необходимо обратиться к педагогической диагностике, в которой основной метод – наблюдение. Программа наблюдения выступает как ориентир и может изменяться в зависимости от конкретной ситуации. Программа изучения воспитанности предполагает изучение следующие сторон личности: ответственности, отношения к труду, отношения к творческим поручениям, коллективизм и товарищество, дисциплинированность, доброту и отзывчивость, честность и справедливость, простоту и скромность, бережливость.
Роль диагностики в воспитании младшего школьника
Для воспитания гармоничной личности и создания сплоченного детского коллектива, педагог должен знать каждого ребенка со всех сторон, во всех его проявлениях. Все известные на сегодняшний день методики воспитания работают, если учтено несколько обязательных факторов: возраст, сформированность детского коллектива, взаимоотношения внутри коллектива, особенности взаимоотношений внутри него, доверие между детьми и взрослыми.
Педагог должен выбирать те диагностические методики, которые предполагают конкретный итоговый результат. Результаты диагностики должны выступать как основа для внесения изменений в план воспитательной работы.
Чтобы изучить детский коллектив отлично подходят проверенные временем методики: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкетирование, сочинения, графические и рисуночные темы.
Благодаря наблюдению можно составить мнение о каждом ребенке и его участии в жизни коллектива без вмешательства извне, это поможет понять суть конфликтных ситуаций и сформировать мнение о поведении учащегося и поступков, которые он совершает.
Опросники выступают прекрасным инструментом изучения мотивации действий, определения уровня тревожности учащихся, определения отношения учеников к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты помогают понять, как дети относятся к миру вообще и к самому себе. Посредством таких тестов могут быть определены профессиональные предпочтения подростков и ощущение ими собственной социальной роли.
Анкеты помогают получить картину, которая демонстрирует позицию каждого отдельного ребенка внутри коллектива и степень его значимости в этой общности.
Сочинение позволяет составить представление об уровне интеллектуального развития детской личности и личностных качеств.
Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение учащегося к коллективу, к родителям и педагогам.
Диагностика играет важную роль в целенаправленном и эффективном осуществлении воспитательно-образовательном процессе. Он дает возможность через контроль (мониторинг) и коррекцию всей воспитательной системы и составляющие ее компоненты, совершенствовать процессы воспитания, обучения и развития детей.
Примеры методик изучения воспитанности младших школьников
Чтобы выявить уровень воспитанности младших школьников целесообразно использовать несколько методик.
Анкета «Уровень воспитанности учащихся» Н.П. Капустина предназначена для индивидуальной диагностики. Цель ее – определить уровень развития нравственных качеств у учеников 1-4 классов, а также выявить уровень воспитанности через оценку отдельных личностных свойств и качеств самими детьми, а также выявить представления классного руководителя. Методикой выявляются любознательность, прилежание, отношение к природе, к школе.
Вторая методика дает возможность диагностировать уровень развития каждого ученика, а также целого класса. Данная анкета предполагает, что она будет заполнена как детьми, так и родителями. Затем результаты сравнивают и на их основании делают выводы.
Благодаря такой анкете можно определить следующие критерии оценки:
- бережливость;
- долг и ответственность;
- дисциплинированность;
- ответственность в отношении к учебе;
- коллективизм и чувство товарищества;
- отношение к общественному труду;
- доброта и отзывчивость;
- простота и скромность;
- культурный уровень.
Низкий уровень результатов в данной методике предполагает слабое и неустойчивое поведение, регулируемое преимущественно требованиями со стороны взрослых и прочими внешними стимулами и побудителями.
Средний уровень предполагает наличие самостоятельности, проявления самоорганизации и саморегуляции, отсутствие общественной позиции.
Хороший уровень характеризуетсяположительной самостоятельностью в деятельности и поведении, ситуативностью общественной позиции.
Высокий уровень характеризуется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении, проявлением активной общественной и гражданской позиции.