Алалия – это речевая патология, связанная с полным или частичным отсутствием речи при развитом интеллекте, возникающая из-за мозговых нарушений во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алалия бывает двух основных видов:
- Моторная алалия – это несформированность, недоразвитие экспрессивной речи ребенка.
- Сенсорная алалия – это нарушение фонематической стороны речи, ведущее к частичному или полному отсутствию речи ребенка.
Моторная алалия связана с нарушениями моторных функций организма, приводящих к неспособности произносить слова и фразы, делающих речь невнятной, непонятной для окружающих.
Сенсорная алалия связана с нарушением восприятия речи и невозможностью ее верного воспроизведения.
Также, выделяют еще и смешанный тип алалии – сенсомоторная. Она связана с преобладанием нарушений либо импрессивной, либо экспрессивной речи.
Каждый вид алалии имеет свои особенности, воздействующие на письменную речь ребенка и ее развитие.
Возможности развития письменной речи у детей с моторной алалией
Алалия является серьезной речевой патологией.
Моторная алалия проявляется в виде неполноценного развития всех сторон речи. Речь характеризуется аграмматизмом и отсутствием развитой связной речи. Фразы практически не произносятся ребенком, а слова сильно искажаются. Нарушенным оказывается не только произношение, но и восприятие речи на слух.
Следует отметить, что при алалии оказывается нарушена смысловая сторона речи. Активная речь находится на низком уровне развития. Потому, формирование письменной речи с данной патологией является достаточно затруднительным процессом, связанным с особенностями ее проявления.
Что касается развития письменной речи у детей с моторной алалией, то оно имеет следующие особенности:
- Трудности обучения грамоте. Грамматические аспекты речи воспринимаются очень сложно.
- Необходимость предварительной и длительной коррекционной работы, направленной на подготовку к обучению основам грамоты.
- Письмо, его дефекты и сложности развития обусловлены нарушением устной речи ребенка, несформированностью связной речи.
- Коррекция связной речи, постановка фразовой речи положительно сказывается на становлении основ письма.
- Развитие грамматической стороны речи. Грамматика речи находятся на низком уровне развития. Существительные и прилагательные неверно согласуются между собой, произносятся в неверном падеже, роде и числе. Это затрудняет как восприятие речи, так и ее произношение. Формирование письменной речи требует развития грамматических основ речи ребенка при произношении и восприятии.
Данные особенности свидетельствуют о том, что развитие письменной речи ребенка с алалией возможно. Но это является длительным процессом, требующим активной коррекционной работы, связанной с развитием связной речи ребенка и активизацией его фонематической стороны речи. Письмо и основы грамоты можно развить только при комплексной логопедической коррекции, включающей работу по развитию всех сторон речи ребенка. При моторной алалии наблюдается речевой негативизм т.е. нежелание ребенка говорить. Потому, этому уделяется особое внимание в коррекционной работы. Логопедическая терапия не будет эффективной, если не преодолеть речевой негативизм.
Возможности развития письменной речи у ребенка с сенсорной алалией
Сенсорная алалия связана с нарушением восприятия речи, а соответственно и ее понимания. При этом, слух развит полноценно, а недоразвиты или поражены области головного мозга левого полушария.
Таким образом, речь оказывается нарушенной из-за поражения той части головного мозга, которая отвечает за речевое функционирование. Это не дает возможности развития навыков анализа речевых звуков, поэтому, фонемы воспринимаются неполноценно. Звуки ребенок слышит, но не понимает их.
В зависимости от степени тяжести патологии, речь понимается ребенком или частично, или вообще никак, т. е. ребенок может воспринимать отдельные слова (как правило, они относятся к бытовой категории), а может не воспринимать речь окружающих вообще (она сводится для него к монотонному шуму).
Что касается развития самостоятельной экспрессивной речи, то оно затруднено при алалии. Ребенок не воспринимает речь других, а потому не может и сам говорить.
Рассматривая письменную речь ребенка с алалией, следует отметить невозможность ее полноценного развития. Ребенок не может воспринимать речь на слух, что нарушает и развитие произношения, которое ведет к невозможности освоения грамматических основ языка и становления письменной речи.
В некоторых случаях, у детей с сенсорной алалией наблюдается активность собственной речи т.е. ребенок говорит много, но, как правило, данная речь лишена смысла. Он может произносить слова и фразы, не относящиеся к конкретной ситуации, не контролировать свою речь. При этом, внимание к речи окружающих ребенок не проявляет.
При коррекционной работе осуществляется процесс развития мыслительных операций и речевых функций.
Становление письменной речи ребенка с сенсорной алалией очень трудоемкий и длительный процесс. При этом, полное становление письменной речи практически невозможно.
Предпосылками становления письменной речи детей с сенсорной алалией являются следующие:
- Развитие интереса ребенка к окружающему миру, а именно. Его звуковой стороне. Требуется мотивация к звуковому восприятию.
- Формирование желания интерпретации звуков.
- Развитие навыков дифференциации разных речевых и неречевых звуков.
- Формирование навыков различия слов на слух, отделения коротких слов от длинных.
- Формирование навыков отличия слов с одинаковой слоговой структурой.
- Формирование акустической стороны речи: различие звуков акустически сходных и различных.
- Формировании мотивации речевого произношения.
- Развитие связной речи.
Только при положительной динамике работы по данным направлениям, возможно говорить о развитии письменной речи.
Алалия имеет свои особенности речевого развития, приводящие к трудностям развития речи на всех этапах коррекции и к нарушениям функционирования всех сторон речи.