Особенности распространенных речевых нарушений
Речевые нарушения – это разнообразные отклонения от языковой нормы, наблюдаемые в речи ребенка.
Все дети индивидуальны в своем развитии, в том числе и в речевом. Кто-то уже к году начинает разговаривать «без умолку», а кто-то может молчать до 3-х лет. Не стоит пытаться ограничить ребенка какими-то временными рамками речевого развития, однако спускать «на тормозах» развитие речи тоже не нужно. Необходимо четко осознавать, что относится к норме развития, а что является патологией. На основании данных знаний обращать внимание на развитие речи ребенка и своевременно оказать ему необходимую логопедическую помощь.
К норме речевого развития относятся:
- «Говоруны» - характеризуются повышенным интересом к окружающему миру. Дети очень активны, любят разговаривать, задают множество вопросов и рассказывают обо всем, что видели или в чем принимали участие. Психологической особенностью «говорунов» является то, что они легко осваиваются в любой обстановке и налаживают контакт с окружающими.
- «Молчуны» - это дети, которые склонны к созерцательности, им больше по нраву спокойная обстановка, позволяющая им спокойно наблюдать за предметами и явлениями. Такие дети очень мало говорят, но если говорят, то исключительно по делу, четко и лаконично.
В современной дефектологии принято выделять три уровня речевых нарушений:
- Первый уровень – наблюдается либо полное отсутствие речи у ребенка, либо частичное присутствие некоторых речевых элементов. Активный словарь представлен звукоподражаниями. Ребенок в основном лепечет, мычит, пытается что-то «сказать» с помощью жестов и мимики.
- Второй уровень – в речи детей присутствуют развернутые речевые средства, которые представляют собой небольшие «начатки» речи, но как таковая связная разговорная речь отсутствует. Произношение слов искажено, предложения короткие и лаконичные.
- Третий уровень – речь ребенка развернута, грубые речевые нарушения отсутствуют. Однако отмечаются нарушения в сложных речевых единицах, которые выявляются посредством специальных тестов.
В настоящее время речевые нарушения классифицируют по видам. Классификация позволяет не только своевременно выявлять нарушения, но и осуществлять коррекционную работу по их исправлению, устранению и минимизации.
Дислалия, дизартрия, ринолаллия
Одним из самых распространенных речевых нарушений является дислалия.
Дислалия – это нарушение речи, которое характеризуется дефектом произношения звуков.
Дети, с дислалией имеют хороший слух, обширный активный словарь, общаются посредством развернутых предложений, в целом речь четкая. В зависимости от количества нарушенных звуков, дислалию принято подразделять на:
- простая дислалия – нарушено произношение одной определенной группы звуков (шипящие, свистящие и т.п.);
- сложная дислалия – нарушено произношение нескольких групп звуков одновременно (например, одновременно свистящих и шипящих).
Как показывает практика чаще всего встречаются нарушения в произношении шипящих (ж, ч, щ, ш) и свистящих (с, з, ц) звуков, реже отмечаются нарушения таких звуков как «к», «г», «д», «т».
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь ЦНС и речевого аппарата ребенка.
В общем, дизартрия является последствием недостаточной иннервации речевого аппарата ребенка. Данное нарушение характеризуется дефектом произношения практически всех звуков, речь нечеткая, звукопроизношение смазано. Последствиями тяжелого нарушения речи и общей моторики может быть задержка эмоционально-волевого и психического развития ребенка.
Ринолалия – это нарушения в звукопроизношении и тембре голоса, которые обусловлены различными анатомическими и физиологическими дефектами речевого аппарата.
Различают следующие виды ринолалии:
- открытая ринолалия – во время разговора у ребенка струя воздуха проходит через нос, а не как положено через рот (причины – расщепления мягкого и твердого неба и т.п.);
- закрытая ринолалия – проход воздуха в нос закрыт (аденоиды, искривление носовой перегородки и т.п.).
Заикание, алалия, мутизм
Заикание – это нарушения ритма, темпа и плавности речи, которые вызваны судорогами мышц речевого аппарата.
Во время заикания ребенку приходится останавливаться, данные остановки вынуждены, так как она не может в нужном темпе произнести слово или отдельный слог. Данное нарушение чаще всего возникает в возрасте от 2-х до 5-ти лет.
Очень важно вовремя обратить внимание на речь ребенка и при первых подозрения на заикание обратиться к специалисту.
Основные признаки появления заикания у ребенка:
- употребление перед словами лишних звуков (и, а);
- повторение первых слогов или даже целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине фразы или слова;
- затруднения перед началом речи.
Основной профилактикой заикания является собственная правильная речь и ограждение ребенка в период становления его речи от людей, с данным нарушением.
Алалия – это частичное или полное отсутствие речи у ребенка 3-5 лет, при наличии хорошего физического слуха, обусловленное поражением или недоразвитием речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, которое наступило в период внутриутробного и раннего развития.
Различают:
- моторная алалия – ребенок понимает речь, которая к нему обращена, но не способен самостоятельно воспроизводить звуки, предлоги, слова, фразы и т.д.;
- сенсорная алалия – характеризуется нарушениями не только воспроизведении речи, но и в понимании чужой, обращенной к нему речи.
Мутизм – это прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.
Такой диагноз ставится ребенку, который вполне может и умеет говорить, и тем не менее молчит.
Виды мутизма:
- общий мутизм – ребенок не желает разговаривать вообще, при умении это делать;
- избирательный мутизм – отказ от речи в знак протеста.
Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения. Надо только понять, почему замолчал ребенок. Конечно, в каждом случае нужна консультация специалиста.