Игровая деятельность – это основная форма деятельности детей дошкольного возраста.
Процесс воспитания и обучения дошкольников строится в игровой форме, поскольку игра – ведущий вид деятельности ребенка, понятный и доступный его восприятию и практической реализации.
Игровая деятельность начинает формироваться с самого рождения. Она постепенно развивается и усложняется. К старшему дошкольному возрасту игровая деятельность становится более совершенной: игры характеризуются многообразием, разнообразием сюжетных линий и вариантов проигрывания. Развитие игровой деятельности можно проследить, посредством диагностирования уровня игровой деятельности детей и анализа ее формирования.
Рисунок 1. Особенности игровой деятельности дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Диагностирование уровня развития игровой деятельности старших дошкольников
Процесс определения уровня развития игровой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста осуществляется посредством специальной диагностики, которая включает в себя два направления деятельности:
- Наблюдение за детьми. Данный процесс основан на проведении регулярного систематического наблюдения за ходом игровой деятельности дошкольников. Целью этого процесса является определение уровня развития игрового опыта детей, сформированности их игровых интересов, определение их разнообразия, проявление инициативности и самостоятельности ребенка на всех этапах игры. Наблюдение позволяет определить, какие игры преобладают у детей данной возрастной категории, играют ли они в сюжетные игры и каково их разнообразие, определить инициаторов игр и успешность прохождения самостоятельного игрового процесса, а также каким образом дети организуют игру, как они распределяют роли и строят коммуникативное взаимодействие. Кроме того, наблюдение за игрой дошкольников позволяет оценить временной интервал игр и преобладающую тематику игры, используемые игровые атрибуты и основные действия детей, реализуемые в игровом процессе. Это все характеризуют степень развитости игры старших дошкольников и ее соответствие возрастному этапу развития детей.
- Проведение беседы с дошкольниками. Данное направление деятельности нацелено на определение степени удовлетворенности ребенком игровым процессом и своим участием в нем. Воспитатель задает вопросы о том, нравится ли детям играть, какие игры им наиболее интересны, о самостоятельной игре и ее придумывании, об игровых ролях и игровых действиях.
В ходе диагностирования по данным направлениям определяют уровень развития дошкольника как субъекта игрового процесса. Игровая деятельность дошкольника может быть отнесена к одному из следующих уровней развития:
- Низкий уровень развития. Он отражает использование игрушки в качестве игрового партнера, исключая игру со сверстниками. Игра носит предметный характер, а игровое взаимодействие участников игры исключается.
- Слабо развитая сюжетно-ролевая игра. Дети осуществляют совместную игровую деятельность, но для ее организации требуется помощь взрослого. Сюжеты игры отражают события повседневной жизни ребенка. Игровые действия носят замещающий характер. Дети самостоятельно не распределяют роли, а диалоги в ходе игрового действия носят кратковременный характер: дети обозначают только события игры. Сюжеты и роли игры не отличаются разнообразием.
- Развитие сюжетной игры с замыслом. Сюжетная игра дошкольников имеет развернутый характер. Дети сами строят игровой сюжет и распределяют роли, которые они изменяют по ходу игрового действия. Как правило, в таких играх имеется организатор, т.е. ребенок, который проявил инициативу в придумывании сюжета игры и руководство по ее организации. При этом, игра не носит полноценного характера, поскольку дети не учитывают интересы друг друга в игровом действии.
- Полноценно развития сюжетная игра. Такая игра характеризуется самостоятельным проектированием детьми сюжетной линии игры и выбором игровых действий. Дети строят эффективное игровое взаимодействие, учитывают интересы и потребности всех участников игры.
Рисунок 2. Критерии уровня сформированности игровых умений у детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Анализ условий осуществления игровой деятельности
Уровень развития игровой деятельности старших дошкольников во многом зависит от условий, в которых происходит развитие игрового процесса. Чтобы игровая деятельность достигла полноценного развития, сюжетная игра была полностью сформированной, ее проведение должно постоянно анализироваться и контролироваться. Итоги анализа организации игровой деятельности дошкольников, должны отвечать следующим условиям осуществления игрового процесса:
- Создание предметно-развивающего игрового пространства, ориентированного на социально-коммуникативное, познавательное, физическое, эстетическое, речевое развитие ребенка;
- Использование развивающих игр, направленных на развитие сенсорных навыков, моторных функций, памяти и воображения. Такие игры должны носить индивидуальный характер или проводиться в малых группах, а также мотивировать детей к самостоятельным игровым действиям развивающего характера;
- Наглядность, сюжетная линия и словесное пояснение, как основа построения дидактической игры;
- Использование специальных игр, ориентированных на развитие социально-коммуникативных навыков: «Магазин», «Почта», «Детский сад» и др. Данные игры отражают перенос детьми своего жизненного опыта в воображаемое пространство. Игры организуются взрослыми. Они демонстрируют игровые действия, помогают распределять роли и использовать игровые атрибуты;
- Эстетическое воспитание реализуется в ходе театральных постановок: кукольный театр, пальчиковый театр, театр картинок;
- Для реализации физического развития дошкольников создается отдельное игровое пространство для подвижной игры. Здесь, происходит обучение дошкольников применению спортивного инвентаря в игре;
- Создание экологического уголка. Он позволяет сформировать навыки ухода за растениями и животными, развить экологическое мышление дошкольника в игровом процессе. Такие игры позволяют сформировать у ребенка знания о развитии растений и животных, а также расширить разнообразие игровых сюжетов.