Логопедия – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием речевого развития детей и разработкой методов и направлений коррекционной работы, ориентированной на устранение дефектов речи.
Логопедия относится к комплексу научных знаний специальной педагогики. Она занимается детальным изучением различных речевых патологий, их влиянием на общее развитие личности учащегося определенного возраста, особенностей проявления речевых отклонений и возможностей функционирования познавательной и иных сфер личности при наличии того или иного речевого нарушения. Логопедия разрабатывает технологии коррекционного обучения, ориентированные на создание условий полноценного обучения и всестороннего развития ребенка с той или иной речевой патологией.
Логопедия имеет древние корни. Она развивалась на протяжении веков, постепенно входя в педагогическую практику и, впоследствии утвердилась в качестве научного педагогического знания.
Донаучный этап развития логопедии
Донаучные воззрения, затрагивающие вопросы речевого развития детей и их коррекцию, можно отобразить несколькими этапами развития:
- Древний Восток. Сюда входят теории логопедии, выдвинутые еще до н.э. Первые упоминания о речевых отклонениях можно увидеть в трудах египетского философа Эдмона Смита. Он связывал речевые нарушения с физическими отклонениями в развитии или травмами, а также утверждал о связи мозговой деятельности с работой речевого аппарата. Также, речевые нарушения рассматривались в индийский аюрведических учениях. В них отражались параметры развития серьезные речевых патологий, вызванных физическими повреждениями органов артикуляции. Если рассмотреть Библию, то даже в ней имеются упоминания о речевых отклонениях: заикание и версии его развития, потеря слуха, немота. Здесь же даются возможные варианты исцеления от недугов. Все они, как правило, носят «чудесный» характер. Но это первый шаг на пути к решению вопросов речевой коррекции.
- Древняя Греция. Речевые нарушения рассматриваются в данный период с позиции философии. Первые упоминания о речевых расстройствах прослеживаются в трудах Геродота. Им было исследовано заикание и причины его возникновения. Дальнейшие исследования речевых нарушений прослеживаются в трудах Гиппокрита, являющегося основателем античной медицины. Он рассматривает заикание, невнятную речь, косноязычие, полную потерю речи и нарушения слухового восприятия. Именно Гиппокрит отразил важность работы мозга и его воздействия на речевое развитие человека. Аристотель, также, занимался изучением речевых отклонений. Он считал, что причиной любого речевого нарушения является сбой в работе органов артикуляции.
- Древний Рим. Исследования речи учеными Древнего Рима первоначально опирались на физиологию и ее проблемы. Речевые патологии считались следствием болезней языка, и их коррекция основывалась на хирургическом вмешательстве.
- Эпоха Средневековья. В основу логопедических воззрений были положены труды врача Ибн-Сины (Авиценны). Он утверждал, что речевые нарушения являются следствием сбоев работы органов артикуляции. Им был написан труд «Канон врачебной науки», в котором рассматривались речевые расстройства, приводились их примеры и предлагались методы коррекции.
- Эпоха Возрождения. В этот период, речевые расстройства рассматриваются мыслителями Франсуа Рабле, Томасом Мором, Мишель Монтенем. Рабле связывает развитие речи с умственным и физическим воспитанием ребенка.
- Западная Европа XVII – начало XVIII вв. в это время педагогическая мысль основывается на идеях гуманистического воспитания, в связи с чем исследуются вопросы формирования правильной речи, без которой невозможно создание такой личности. Я.А. Коменский – основоположник педагогики, занимался исследованием речевого развития ребенка и аргументировал необходимость развития лексического запаса ребенка, формирования у него навыков выразительной речи и ориентации на развитие звуковой стороны речи ребенка дошкольного возраста.
Становление логопедии как науки
С конца XVIII века начинается исследование вопросов о предмете логопедии и происходит ее поступенно утверждение в качестве научного знания, а точнее отдельной отрасли педагогики.
В этот период, данные различных наук активно применяются к пониманию психического развития ребенка и связи психических процессов с формированием речи. Кроме того, осуществляется формирование концептуальных основ речевых патологий и разрабатываются методики коррекции речи.
Логопедия выделяется в качестве самостоятельной научной отрасли во второй половине XIX века. Ее расцвет приходится на начало XX столетия, когда впервые была разработана классификация речевых патологий А. Куссмаулем. В этот же период, в России осуществляется принятие решения о необходимости организации специального обучения для детей, имеющих различные речевые отклонения, а также подготовки специальных педагогов, которые будут заниматься обучение детей с речевыми нарушениями. Такие специалисты получили название логопедов.
Начиная с 30-х годов XX столетия, в России начали разрабатываться пособия по логопедии и методические рекомендации по обучению детей с различными речевыми патологиями.
Выдвинувшись в качестве самостоятельной науки, логопедия того времени основывалась на следующих положениях:
- Опора на принципы и методы педагогики.
- Педагогическое содержание логопедии.
- Повсеместное открытие специальных учреждений для обучения детей с речевыми нарушениями.
- Разработка инновационных методов исследования речевых расстройств.
- Дифференциация речевых дефектов и их раздельное изучение с применение подходящих методов.
- Внедрение логопедической службы в детские поликлиники, дошкольные образовательные заведения и школы.
- Изучение типов речевых расстройств в зависимости от возрастного этапа развития личности.