Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Историческая и социальная обусловленность процесса воспитания

Воспитание как социально-исторический процесс

Определение 1

Воспитание – это целенаправленная деятельность, охватывающая педагогов и воспитанников, в ходе которой происходит освоение норм и ценностей, культурного наследия, формирование навыков социального поведения и взаимодействия на основе применения определенных методов воспитательного воздействия.

Процесс воспитания связан с передачей опыта и культуры между поколениями.

Воспитание предполагает обмен информацией, исторической культурой и ценностями. Оно обеспечивает связь поколений и преемственность культуры.

В ходе воспитания осуществляется:

  1. Передача общественно-исторического опыта жизнедеятельности новым поколениям.
  2. Передача мировоззрения.
  3. Передача традиций и обычаев народа, отдельной семьи.
  4. Передача моральных принципов.
  5. Передача идеологии.
  6. Передача социальной активности.
  7. Передача творческого отношения к миру.
  8. Передача навыков культурного поведения и взаимодействия.
  9. Передача принципов почитания труда и поддержания трудовой культуры.

Процесс воспитания имеет много трактовок и теорий. Однако, единой, общепризнанной и единственно верной не существует. Процесс воспитания является многогранным и многофакторным. Он связан с историческим развитием общества и отражает его культуры и нравственность на каждом этапе его развития.

Воспитание готовит воспитанников к социальной деятельности: трудовой, учебной и иных направлений, связанных с созданием общественно полезной продукции, выполнением социально значимых функций.

Процесс воспитания ориентирован на усвоение общественнозначимого социального опыта и развитие личности, как члена социума. Воспитание готовит жизнедеятельности в социальной сфере, демонстрируя ее положительные и отрицательные стороны, обучая навыкам социального взаимодействия и, формируя навыки приспособления к этой среде.

Воспитание выступает процессом социально-исторического характера. Оно обусловлено социальными законами функционирования. Эта идея была выдвинута еще в доисторические времена Аристотелем.

Если провести анализ исторического становления процесса воспитания и образования, то можно выделить несколько основных положений, свидетельствующих о том, что воспитание является социально-историческим процессом:

«Историческая и социальная обусловленность процесса воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Каждая цивилизация, каждая эпоха исторического развития порождала новые направления воспитания. Изменение типа мышления приводило к изменению воспитания и появлению школ нового типа. Однако, в любой цивилизации школа выполняет роль родителя т.е. способствует развитию личности учащегося.
  2. Здоровье отдельного индивида зависит от его образа жизни, наследственных факторов, социального влияния и уровня развития медицины. Преобладающую роль в формировании здоровья имеет образ жизни человека. Поэтому, педагогика отводит важное значению процессу воспитания, ориентируясь на формирование здорового поколения.
  3. Процесс воспитания выступает только частью педагогики, ориентированной на передачу стереотипов сознания и мышления, а также поведения. Процесс личностного становления и развития является основой педагогики. В этой связи, воспитание выступает феноменом исторического и социального развития общества. Оно развивается вместе с обществом и отвечает каждому этапу его развития.
  4. Развитие личности зависит от окружающего фактора т.е. личностью не рождаются, ею становятся в процессе социального взаимодействия. В этом случае, воспитание выступает направляющим социального развития личности, помогая сделать этот процесс не стихийным, а целенаправленным и рациональным.

Процесс воспитания и социализация личности

Определение 2

Социализация личности – это процесс ее внедрения в социальное пространство, усвоение социальных норм и ценностей, формирование навыков социального поведения и взаимодействия.

Процесс социализации влияет на формирование личностных качеств, поскольку в его ходе осуществляется усвоение культурных ценностей, формирование нравственных принципов и социальных норм поведения.

Процесс воспитания имеет социальную обусловленность. Это определяется тем, общество заинтересовано в воспитании, поскольку ему необходимо, чтобы его члены овладевали общепринятыми нормами социального поведения, социальными ролями, могли успешно взаимодействовать и строить социальные контакты в различных сферах деятельности.

Полноценное прохождение социализации возможно только в ходе воспитания. Поскольку, воспитание делает этот процесс целенаправленным, создает условия для полноценного становления социальных граждан, наделенных общественно необходимыми качествами и навыками продуктивной социальной деятельности.

Социализация предполагает социальное становление индивида т.е. процесс, в ходе которого человек осознает себя полноценной личностью и частью социальной сферы.

Социализация ориентирована на социальную адаптацию личности и социальную автономизацию. Это означает, что каждый индивид должен приспособиться к среде своего существования, но при этом, осознавать себя, как ее автономный элемент т.е. иметь собственные взгляды и установки, идеи, самооценку, устойчивость в поведении и социальных отношениях. Если сказать простыми словами, то каждая личность должна оставаться сама собой, но осознавать себя, как часть социального пространства, законы которого необходимо соблюдать, нравственные принципы поведения необходимо принять, как ценность, развиваться в этой среде и действовать во благо ей.

Чтобы процесс социализации прошел успешно и личность была его активным участником, который не просто приспосабливается к устройству окружающего пространства, но и воздействует на него, влияет на жизненные обстоятельство, развивается и развивает общество. В этом случае, реализуется субъект-субъектный подход в воспитании т.е. воспитании, при котором воспитанник рассматривается, как ведущая ценность, имеющая возможность влиять на процесс воспитания и социального становления, осознания собственного «Я».

Дата последнего обновления статьи: 22.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot