Исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на проведение экспериментов и решение задач исследовательского характера, в основе которой лежит поэтапность работы и научные основы ее реализации.
Исследовательская деятельность в образовательном процессе носит учебную направленность. Иными словами, она ориентирована на развитие личности учащегося. Потому, исследовательская деятельность реализуется на разных уроках и систематически включается в образовательный процесс учебного заведения.
Существует большое разнообразие вариантов осуществления исследовательской деятельности на учебных занятиях. Рассмотрим особенности и приемы ее реализации на уроках истории средней школы.
Методы организации исследований на уроках истории
Исследовательская деятельность на уроках истории реализуется посредством применения многообразных методов и средств. Все они помогают повысить активную работу учащихся на уроках, развить их интерес к истории и ее динамике.
Если рассмотреть программу обучения по истории для 6-7 классов, то исследования затрагивают такие темы, как «Средневековье», «Смутное время», «Правление Петра», «Исторические герои», «Судьба России в войнах XVII-XVIII веков».
Основными методами организации исследовательской работы учащихся на уроках являются:
- Создание проектов. Проектные методы могут быть использованы на любом уроке истории, при изучении любой темы. Они могут носить индивидуальный и групповой характер работы. Каждому учащемуся предоставляется возможность стать исследователем, проанализировать исторические события, поведение и заслуги великих деятелей и представить данные своих исследований всем учащимся класса. При применении данного метода исследований, важно, учитывать возрастные особенности развития учащихся средней школы. Так, для учащихся 6 классов предлагаются проекты в виде инсценировок исторических событий, создания иллюстраций к событиям, отражение образов героев, деятелей в виде рисования и словесного описания. В 7 классе, проекты предполагают создание самостоятельных исторических очерков, написание писем историческим личностям, представление того или иного исторического события от имени его участника, героя.
- Использование методов проблемного обучения. Они основаны на формировании ситуации, проблемного момента, который необходимо разрешить. В ходе ее решения, учащиеся проводят исследования тех или иных исторических событий, характеров исторических деятелей. К примеру, в 6-7 классе происходит изучение политической деятельности различных императоров. Можно создать проблемную ситуации, связанную с поиском отличительных признаков деятельности того или иного императора, определения значимости его реформ для конкретного этапа исторического развития государства и др.
- Метод аналитического рассмотрения исторических событий. Он реализуется через организацию фронтальной работы на уроке, в ходе которой происходит коллективного обсуждение того или иного исторического события, процесса. Проводится анализ его хода, деятельности исторических лиц, героев, выявляются особенности этого события и его историческое значение.
- Сочинения. Они пишутся учащимися по конкретной теме. В них отражается видения учащегося исторического события и его значимости в развитии государства и общества. Также, актуально написание сочинений, активизирующих творческую направленность мысли учащихся. Например, путешествие в средневековье, «Я-рыцарь», «Как бы я провел реформы Петра I» и т. д.
- Создание макетов. Можно создавать макеты по разным направлениям исторических исследований: династия Рюриковичей, события войны, время рыцарей. Каждый учащийся формирует макет какого-то события или макет, отражающий образ императора. Таким образом создаются полноценные макеты различных исторических событий, явлений, правителей.
Условия продуктивной реализации исследований на уроках истории
Чтобы исследовательская деятельность заняла активную позицию в образовательном процессе средней школы и стала актуальным методом преподавания уроков истории, требуется соблюдение ряда условий ее реализации:
- Мотивация учащихся к исследовательской деятельности. невозможно добиться положительных итогов от исследования, что оно неинтересно учащимся, не вызывает у них положительных эмоций. Исследование должно расслаблять учащихся, устранять у них чувство обязательности и необходимости, которое вызывают уроки и обучение в школе в целом.
- Предварительная разработка тем исследований, их согласование с методическим советом школы.
- Выявление учащихся, желающих заниматься исследованиями по истории и предоставление им возможности первыми выполнить различные исследовательские проекты. Это поможет привлечь немотивированных учащихся к исследованию.
- Соответствие тем исследований изучаемому разделу истории т.е. нельзя брать те темы, которые относятся к другому историческому периоду, несут иную сущность.
- Использование на уроках описательных методов. Она лежат в основе развития исследовательских навыков учащихся. Первоначально необходимо сформировать у них навыки качественного описания исторических событий и исторических личностей.
- Поэтапная реализация деятельности. Необходимо соблюдать все этапы проведения научного исследования.
- Опора на принципы гуманизации и гуманитаризации исследования. Это актуально для гуманитарных областей знания. Это предполагает возможность несовпадения оценок, суждений о том или ином событии, историческом процессе, вариативность оценки деятельности исторических деятелей.
Следует отметить, что уроки истории в современной школе реализуются с применением информационных технологий. Многообразие мультимедийных средств обучения позволяет более качественно реализовать процесс исследования, сократить временные ресурсы его проведения и повысить мотивацию учащихся, за счет наглядности представления информации, ее увлекательной подачи.