Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследование состояния связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Определение 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это такой тип патологии речи, при котором отмечено нарушение формирования каждого компонента речевой системы, включая словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение, при нормальном слух и сохранном интеллекте.

В группу воспитанников с ОНР объединяют детей, имеющих различные нозологические формы нарушений речи – дизартрию, алалию, ринолалию, афазию, в ситуациях, когда отмечается единство патологий по указанным компонентам. Но, не зависимо от разной природы эффектов, все дети с ОНР характеризуются типичными проявлениями, указывающими на системное нарушение речи: у них позднее появляется экспрессивная речь, сильно ограничен словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты в произношении и фонемообразовании, специфически нарушена слоговая структура слов, не сформирована связная речь.

Также у детей с ОНР отмечается ряд особенностей в познавательной сфере. Дети с ОНР характеризуются низким уровнем развития основных характеристик внимания. У некоторых из них могут отмечаться недостаточно устойчивое внимание и ограниченные возможности его распределения. Речевое отставание негативно влияет на память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у таких детей отмечается снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Дети могут забывать сложные инструкции, пропускают отдельные их элементы, меняют последовательность заданий. Низкая активность припоминания, сочетающаяся с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь речевых нарушений и других сторон психического развития объясняет ряд специфических особенностей мышления. Имея полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту детей, они отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, и с трудом овладевают, без дополнительного обучения, анализом и синтезом, а также сравнением. Многим характерна ригидность мышления.

«Исследование состояния связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Учеными выделено несколько уровней речевого недоразвития:

  • Первый уровень ОНР характеризуется полным отсутствием речи или наличием отдельных ее элементов. Дети этого уровня характеризуются сочетанием ОНР с некоторыми неврологическими и психопатологическими синдромами. Также могут выявляться неврологические синдромы:

    • гипертензионно-гидроцефальный – повышенное внутричерепное давление;
    • церебрастенический – повышение нервнопсихической истощаемости;
    • двигательные расстройства – изменение мышечного тонуса.
  • Второму уровню развития речи детей с ОНР характерны зачатки общеупотребительной речи. Общение у них осуществляется не только жестами, мимикой и несвязными словами, но и посредством употребления достаточно постоянных, но искаженных фонетически и грамматически речевых средств. Дети начинают использовать фразовую речь и отвечают на вопросы, беседуют со взрослыми по предлагаемым картинкам, но рассказ обычно сводится к перечислению увиденных предметов и событий.

  • Третьему уровню ОНГ характерна развернутая разговорная фразовая речь, отсутствие грубых отклонений в развитии различных сторон речи. При этом наблюдаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее четко они отмечаются в разных видах монологической речи. В связи с ограниченным словарным запасом, затруднен процесс развития связной речи и переход от диалогов к контекстной речи.

  • Четвертый уровень характеризуется незначительными нарушениями формирования всех компонентов системы языка, которые могут быть выявлены при углубленном логопедическом обследовании и в процессе выполнения детьми специально подобранных заданий. Отличительная особенность данного уровня речевого развития – своеобразие связной речи таких детей. У них может отмечаться нарушение логической последовательности, застревание на второстепенных деталях, пропуск главных событий, повтор отдельных эпизодов.

Методики изучения связной речи у детей-дошкольников

Замечание 1

Связная речь представляет собой смысловое развернутое высказывание, которым обеспечивается общение и взаимопонимание людей.

Развитие связной речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного воздействия. Изменение функции речи – следствие усложняющейся деятельности малыша, зависящей от содержания, условий и форм общения ребенка и окружающих. Функции речи формируются параллельно развитию мышления, они тесно связаны с содержанием, отражаемым ребенком посредством использования языка.

Чтобы изучить состояние связной речи детей дошкольников, разработан ряд авторских методик:

В.П. Глухов предложил наблюдать за детской речью в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности. Основное внимание следует обращать на наличие и уровень сформированности у ребенка навыка фразовой речи и на особенности речевого поведения. Чтобы комплексно исследовать связную речь детей используют серию заданий, состоящую из составления предложений по отдельным ситуационным картинкам, составления предложений по трем картинкам, связанным общей темой, пересказа текста, составления рассказа по картинкам, сочинения рассказов на основании личного опыта, составления рассказа-описания.

Учитывая индивидуальный уровень развития детской речи, программу обследования можно дополнить доступными заданиями с элементами творчества: окончание рассказа в соответствии с заданным началом, придумывание рассказа на заданную тему.

Комплексное обследование дает возможность получать целостную оценку речевых особенностей ребенка в разных речевых высказываниях – начиная элементарными (составление фразы) и заканчивая наиболее сложными (составление рассказов с элементами творчества). При этом идет учет характерных особенностей и недостатков в построении развернутых высказываний, выявленных у дошкольников с ОНР в процессе проведения специализированных исследований.

Филичевой Т.Б. с целью обследования связной речи рекомендовано использование картин из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», а также картины из дидактических материалов по исправлению недостатков произношения у детей-дошкольников.

Дата последнего обновления статьи: 18.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot