Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование светового планшета для развития связной речи детей дошкольного возраста

Световой планшет и его применение в воспитательном процессе

Определение 1

Световой планшет – это разновидность арт-технологии, применяемая в логопедической практике и воспитательном процессе дошкольного учебного заведения, выражающаяся в форме песочного творчества - рисования песком.

Использование светового планшета ориентировано на развитие мелкой моторики рук ребенка, что в свою очередь, оказывает прямое воздействие на формирование его речи.

Световой планшет оказывает положительное воздействие на развитие ребенка. Он способствует:

  • Развитию мелкой моторики рук;
  • Формированию тактильного восприятия;
  • Расслаблению мышц;
  • Стабилизации эмоционального баланса организма ребенка;
  • Созданию комфортной обстановке на логопедических занятиях;
  • Развитию и укреплению координации;
  • Формированию визуальной и пространственной ориентации;
  • Развитию всех мыслительных процессов;
  • Развитию всех сторон речи;
  • Развитию фантазии и воображения;
  • Развитию творческих способностей и творческого потенциала ребенка.

Использование светового планшета в развитии речи ребенка предполагает грамотную организацию занятия. Для этого необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Планшет необходимо устанавливать на прочную и устойчивую поверхность.
  2. Программа занятия строится, исходя из индивидуальных потребностей и особенностей развития ребенка, уровня его речевого развития и, имеющихся речевых проблем.
  3. Применение светового планшета базируется на опоре на игровые технологии, ориентированные на развитие речевой активности, формирование творческих направлений деятельности и коммуникативных навыков.
  4. Занятия со световым планшетом предполагают необходимость работы с ним стоя. Это необходимо для предоставления ребенку большей свободы движений.
  5. Соблюдение гигиенических норм на занятии. Необходимо мыть руки до и после занятия, убирать рабочее пространство.

Занятия со световым планшетом позволяют скорректировать следующие речевые дефекты:

  • Сложности с построением коммуникативных навыков;
  • Устранение произносительных и звуковых проблем;
  • Коррекция импрессивной стороны речи;
  • Коррекция лексического и грамматического строя речи;
  • Фонематического слуха и восприятия;
  • Коррекции слогового строения речи;
  • Развитие связной речи;
  • Выполнение навыков звукового анализа.
«Использование светового планшета для развития связной речи детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Световой планшет помогает развивать артикуляционный аппарат, который необходим для правильного проговаривания всех звуков.

Рисование песком активизирует работу моторных функций организма, развивает мышцы рук, помогает скоординировать движения кистей, что влияет на развитие фонематического восприятия и слуха. Рисование песком производится в разных техниках и разнообразными способами, позволяющими задействовать разные стороны мышечной активности и оказать воздействие на развитие разных сторон речи.

Техники рисования песком

Рисование песком реализуется, посредством применения двух основных техник:

  1. Рисование светлым по темному. Происходит формирование темного фона на световом планшете из песка, который затем раздвигается, образуя светлые участки.
  2. Рисование темным по светлому. Световой планшет освобождается о песка, на него наносятся разнообразные объекты, которые засыпаются песком темного цвета.

Обе техники не всегда применяются в чистом виде. В зависимости от целей и сторон речи, которую необходимо развить, осуществляется применение комбинаций и разнообразных сочетаний этих техник.

Занятие с песком проходит в несколько основных стадий:

  1. Подготовка к занятию. Педагог в игровой форме подготавливает к проведению занятия, погружению ребенка в песочную страну. Он объясняет детям, как необходимо вести себя в ней, как взаимодействовать друг с другом, с песком. Детям объясняется, что песок нельзя бросать на пол или в кого-то, нельзя есть, необходимо убирать за собой после совершения операций с ним. Также, устанавливаются гигиенические нормы взаимодействия со световым планшетом.
  2. Основная часть занятия. На ней производятся разнообразные виды деятельности с песком, ориентированные на их достижение. С песком можно совершать следующие действия:
  3. Выполнять действия, похожие на соление пищи: зажатие песка пальцами и медленное ссыпание на планшет. Если у ребенка возникают проблемы с выполнением этого упражнения, его можно заменить насыпанием песка в ладонь и постепенным высыпанием с нее на планшет;
  4. Рисование разнообразных линий и фигур посредством песочной струи: песок насыпается в ладонь, ладонь зажимается в кулак и постепенно разжимаясь ссыпается на планшет;
  5. Пальчиковое рисование. На планшет насыпается песок и производится вождение по нему пальцами;
  6. Применение тыльной стороны ладони для изображения каких-то объектов;
  7. Рисование ребром ладони. На планшет высыпается песок и производится рисование разнообразных фигур ребром ладони;
  8. Рисование кулаком или пальцами в зависимости от размера объектов, которые требуется нарисовать.
  9. Заключительная стадия занятия. На ней реализуется ритуал выхода из занятия. Педагог организует этот процесс в игровой форме: дети покидают песочную страну, прощаются с феей песка.

Песочные игры для развития связной речи

Использование песка и построение из него разнообразных картин позволяет развить навыки построения простых и сложных предложений. Для этого применяются следующие техники работы с песком, представленные в игровой форме:

  1. Дорисовка изображения и составление предложения. Педагог рисует на песке какой-то объект, предлагая детям включить свою фантазию и дорисовать картину до полноценной, а потом составить по ней предложение, раскрывающее суть рисунка;
  2. Два объекта. На песке ребенок рисует два каких-то объекта. Затем предлагается построение диалога этих предметов, с описанием их формы, цветовых характеристик и иных параметров. Дети описывают каждый объект фразами: «Я большой шар» или «Я зеленый мяч с красными полосками» и т.д.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot