Особенности физического развития старшеклассников
Физическое развитие – это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка на определенной ступени детства.
Бурный рост и развитие, а также совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли и характера мировоззрения происходит за достаточно короткий промежуток времени, около трех лет, и завершается в юности.
Подростковый и юношеский возраст обычно называют периодом полового созревания. Он заканчивается к 18-19 годам, когда заканчивается формирование пропорций тела, завершается рост и окостенение скелета. Такие изменения связывают с напряженной работой систем и органов, которыми регулируются процессы роста и обеспечивается нормальная жизнедеятельность организма. Вместе с этим идет развитие и формирование самих регулирующих систем.
У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. В 13-14 лет заканчивается формирование двигательного анализатора, что играет важную роль в формировании выносливости и ловкости, необходимых для осуществления трудовой деятельности. Рост скелетной мускулатуры, вызванный эндокринной стимуляцией, значительно отражается на мышечной силе.
У подростков быстро растет сердце. Развитие сердечно-сосудистой системы в стремительно растущем организме не всегда успевает за общим темпом развития организма, и увеличение массы сердца может отставать от увеличения массы всего тела. Поэтому рослые юноши и девушки могут жаловаться на слабость и легкую утомляемость, особенно после физических нагрузок. При появлении симптомов сердечной слабости по причине несоответствия роста и увеличения размеров сердца, родители могут расценивать их в качестве симптомов болезни сердца.
На международном конгрессе по школьной гигиене установили, что суммарная дневная учебная нагрузка учеников не должна превышать 7-8 часов. Но на практике нагрузка учеников на протяжении рабочего дня существенно выше, особенно у старшеклассников. Для младшеклассников 7-ми часовая нагрузка – слишком большая.
Одним из основных вопросов современного поколения является проблема ускорения роста и развития подростков, то есть акселерация.
Акселерация – это ускорение роста и развития детей и подростков в сравнении с предыдущими поколениями.
Растущий организм является сложной саморегулирующейся системой, развитие которой определяется заложенной в ней генетической программой. Рост ребенка, его анатомические и физиологические особенности, приспособительные возможности и индивидуальные свойства на каждом жизненном этапе определяются наследственной конституцией ребенка.
Определение понятия и история становления бодибилдинга
Бодибилдинг – это вид спорта, цель которого – максимальное развитие всех групп мышц атлета и построение эталонных пропорций тела, что оценивают судьи во время соревнований.
Состязания подразделяются на несколько раундов, включая в себя обязательное и свободное позирование, в процессе которого участникам необходимо продемонстрировать определенные группы мышц в требуемом ракурсе.
Бодибилдинг бывает любительским и профессиональным. Соревнования проводят отдельно для мужчин и женщин, а также в смешанном разряде. Основополагающая идея бодибилдинга – возможность вылепить из любого человека что угодно. В бодибилдинге, в отличие от тяжелой атлетики, не важно насколько большой вес может поднять атлет, важен результат его внешности: равноценная и пропорциональная проработка мышц, их объем и рельеф.
Тренировки выстраиваются в соответствии с двумя основополагающими принципам:
- Изоляция, которая предполагает использование тренажеров. При упражнениях на тренажере работает определенная группа мышц, а все остальное тело не утомляется, так бодибилдер может контролировать нагрузку и прогресс конкретной мышцы.
- Шокирование мышц – нагрузки необходимо постоянно увеличивать, а мышцы полностью изнурять на каждой тренировке. Во время восстановления и во сне мышцы растут, чтобы приспосабливаться к возрастанию нагрузок.
Классификация упражнений в бодибилдинге
Упражнение – это регулярное воспроизведение целесообразных действий, которые упорядочены в соответствии с принципом достижения запланированного эффекта.
Все физические упражнения подразделяют на четыре типа:
- соревновательные;
- специально-подготовительные;
- вспомогательные;
- общеподготовительные.
Соревновательные упражнения – это комплекс двигательных действий, регламентированный правилами соревнований по бодибилдингу.
Специально-подготовительные упражнения направляются на повышение специальной физической подготовленности спортсменов, преимущественно для пропорционального развития сухой мышечной массы.
Вспомогательные упражнения состоят из двигательных действий, создающих специальный фундамент для дальнейшего совершенствования в специально-подготовительных и соревновательных упражнениях.
Общеподготовительные упражнения нужны, чтобы всесторонне развивать организм спортсмена.
Целесообразнее подразделять упражнения в соответствии со степенью их воздействия на организм. Так, выделяют две группы упражнений:
- глобального характера, которыми вовлекается максимально возможный для произвольной активации объем мышц;
- локального характера, в связи с особенностями выполнения которых не требуется вовлечения большого объема мышц.
Подбор упражнений для каждой группы должен быть индивидуальным при обязательном учете тренированности, то есть подготовленности и прочих факторов.
Один из основных методов преодоления застоя в тренировках – метод максимальных усилий. В соответствии с этим методом разработана программа «Stacking», которая должна быть использована протяжении 3х недель. По истечении этого срока, следует увеличить количество тренировочных дней в неделе, а также количество подходов в упражнениях, направленных на развитие группы мышц. Метод максимальных усилий очень жесткий, поэтому для его использования нужна серьезнейшая предварительная подготовка.