Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование пальчиковых игр в сенсорном развитии детей младенческого возраста

Специфика сенсорного развития ребенка младенческого возраста

Определение 1

Сенсорное развитие ребенка – это процесс формирования основ восприятия и развития представлений о качествах, параметрах и признаках различных объектов окружающей действительности.

Сенсорное развитие необходимо начинать с рождения ребенка. Оно позволяет активизировать деятельность органов чувств и расширить представления младенца об устройстве мира.

Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста имеет свои особенности. Они проявляются в следующем:

  1. Изучение ребенком окружающего мира и его состава происходит на основе восприятия его объектов и процессов.
  2. Мышление, память и воображение оказываются недостаточно развитыми для познания мира. Они постепенно формируются на основе образов восприятия и их переработки.
  3. Восприятие в младенческом возрасте функционирует на основе ощущений различной модальности.
  4. Сенсомоторное развитие ребенка находится в незавершенной стадии.
  5. Сенсорное развитие требует регулярной тренировки органов чувств с самого рождения ребенка. Они помогают сформировать у ребенка чуткие реакции на сенсорные раздражители разной интенсивности и степени проявления.
  6. Сенсорная деятельность развивается только при комплексной деятельности детей и находится в зависимости от условий и характера этой деятельности.
  7. Слуховая деятельность развивается в течение первого месяца жизни ребенка.
  8. Полноценное зрение, с различием цветов, выделением деталей в объектах формируется в течение первого полугода жизни.
  9. Осмысленное восприятие слов и их воспроизведение складывается к 10-12 месяцам.
  10. В младенческом возрасте происходит формирование визуальной координации, что развивает манипуляторные навыки.
  11. Происходит установление дифференцированных связей между визуальным восприятием объекта, произведением действия с ним и словесным комментированием его взрослым.
  12. Развиваются органы осязания и органы движения за счет усвоения навыков хватания.

Пальчиковая игра и ее практическая значимость в развитии младенца

Определение 2

Пальчиковая игра – это специально разработанная система упражнений для кистей рук и пальцев, ориентируемая на развитие мелкой моторики ребенка

Пальчиковые игры строятся на основе дополнения движений пальцами стихами, рифмованными историями. Их актуальность в применении для сенсорного развития младенца подтверждается рядом параметров:

  1. Пальчиковые игры характеризуются универсальностью. Это означает, что игру можно организовать, когда угодно, в любое время и в любом месте;
  2. Игра не требует больших временных затрат. Как правило, пальчиковые игры длятся не более трех-пяти минут;
  3. Пальчиковые игры развивают телесное восприятие, за счет безопасного телесного взаимодействия, носящего активный характер. Игры проводятся в парах или небольших группах;
  4. В играх используются невербальное общение т.е. общение при помощи системы мимических жестов;
  5. Можно использовать одну и ту же игру в нескольких вариациях представления игрового действия;
  6. Пальчиковые игры характеризуются простотой и доступностью организации. Чтобы реализовать пальчиковую игру не требуется никаких игрушек, специальных предметов. Нужна только мама, ее знания игровых действий и пальчики младенца.
«Использование пальчиковых игр в сенсорном развитии детей младенческого возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Значимость пальчиковой игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Значимость пальчиковой игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Пальчиковые игры оказывают положительное воздействие на тренировку пальцев рук, помогают развить внимание ребенка, его переключение между объектами, улучшить координацию движений, развить моторные функции. Эти показатели напрямую влияют на сенсорное развитие ребенка и активизацию его интеллектуальной деятельности.

Игры пальчиками можно начинать с трех месячного возраста ребенка. При этом, игры должны иметь характер легкого тактильного общения. Нельзя сразу перегружать ребенка. Лучше начать с простой пальчиковой гимнастики и легкого массажа.

Методы и приемы организации пальчиковых игр и их разновидности

Пальчиковые игры организуются на основе демонстрации взрослым действий игры младенцу. Затем, взрослый манипулирует пальцами ребенка, выполняя игровые действия, сопровождая их словесным пояснением. Постепенно, ребенок осваивает пальчиковую игру, делая движения с помощью взрослых. Ближе к году, ребенок уже способен выполнить действия пальчиками самостоятельно, и даже, повторить ее словесное сопровождение, при помощи имитации звуков.

Чтобы пальчиковая игра принесла должный эффект в сенсорном развитии младенца, ее необходимо проводить с применением ряда методов и приемов:

  • Применение соответствующих атрибутов к пальчиковым играм.
  • Выучивание взрослым потешек, четверостиший, прибауток.
  • Массаж кистей и пальцев рук младенца.
  • Метод постукивания подушечками пальцев младенца.
  • Растирание пальцев.
  • Поглаживание пальчиков у их основания.

Все эти методики, а главное их рациональное применение помогут в развитии сенсорных функций организма младенца.

Пальчиковых игр существует большое разнообразие. Все они отличаются по содержанию, в связи с чем их можно подразделить на несколько видовых групп:

  1. Игры-манипуляции. Они ориентированы, прежде всего, на развитие воображения ребенка. К ним можно отнести всем известные игры в «ладушки», «сорока-белобока», «мы делили апельсин» и т. д.
  2. Сюжетные игры. Эти игры ориентированы на развитие восприятия ребенка и практическое воплощение его образов. Дети могут изображать пальцами разнообразные объекты окружающего мира: цветы, животных, растения, мебель, транспорт и т.д.
  3. Кинезиологические пальчиковые игры. Они ориентированы на развитие мышления. К таким играм можно отнести: «колечко», «ухо-нос», «горизонтальная восьмерка».
  4. Сочетание игры и массажа пальцев рук. Используется растирание пальчиков, разминание кисти, пощипывание. Хорошо использовать дополнительные массажные атрибуты: орех, мячик, эспандер, карандаш.
  5. Пальчиковый театр. Эти игры ориентированы на расслабление ребенка, снятие усталости, борьбу со стрессом. Можно выполнять пальцами действия героев какой-то сказки, стихотворения.
Дата последнего обновления статьи: 10.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot