Значимость моделирования в математическом развитии детей дошкольного возраста
Моделирование — это организованный процесс исследования объектов познания, посредством создания их реальных моделей, с целью получения объяснения их явлений, а также с целью формулировки предсказаний их дальнейшего развития.
Практика дошкольного образования показывает, что использование разнообразных методов и форм математического развития детей дошкольного возраста требует использования современных подходов к их организации. Одним из таких направлений является моделирование.
Моделирование используется в ДОУ в виду того, что оно обладает большим потенциалом и эвристической силой. Заключается это в том, что моделирование позволяет свести процесс обучения от сложного к простому, то есть предмет изучения становится понятным и доступным для детей дошкольного возраста.
Использование моделирования в процессе математического развития детей дошкольного возраста позволяет осуществить эффективное формирование у детей приемов умственной деятельности как:
- сравнение;
- классификация;
- анализ;
- синтез;
- абстрагирование;
- обобщение;
- дедукция;
- индукция.
Данные методы способствуют стимулированию интенсивного развития словесно-логического мышления.
Таким образом, моделирование обеспечивает облегчение математического развития детей дошкольного возраста посредством организации внешней материальной опоры для нового умственного действия.
Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике
В рамках ДОУ математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется с использованием такой формы работы как уроки моделирования.
Уроки моделирования – это уроки, во время которых дети занимаются изготовлением простых моделей (самостоятельно или с помощью воспитателя).
Дети моделируют плоскостные и объемные модели. Дети подготовительной к школе группы могут заниматься моделированием пособий для детей младших групп. Во время моделирования используются разнообразные замещающие предметы.
Важным в моделирование является привлечение к процессу математического развития детей их родителей. Это актуально особенно в том случае, если в группе много детей, и воспитатель не успевает за отведенное время выполнить со всеми детьми задания. Работа с родителями заключается в том, что часть работы дети доделывают дома в рамках домашнего задания. Такая трехсторонняя взаимосвязь «педагог – ребенок – родитель», помогает достичь желаемых результатов математического развития дошкольников, посредством моделирования.
Ожидаемые результаты использования моделирования в математическом развитии детей дошкольного возраста:
- Дети должны понять, что модель – это не просто предмет или схема, а нечто приближенное к оригиналу, необходимое для решения поставленной математической задачи.
- Понимание детьми, что предметы и явления, которые невозможно увидеть или потрогать, легче всего изучать именно с помощью моделей (например, время).
- Овладение разными способами построения моделей.
- Уметь направлять и координировать свои действия на модель, в зависимости от назначения ее оригинала.
Виды математического моделирования в ДОУ
Практика применения метода моделирования в ДОУ, как одного из методов математического развития детей дошкольного возраста, показала его эффективность. Связано это с тем, что данный метод осуществляет стимулирование мышления детей через сенсорный аппарат.
Непосредственно в ДОУ используются следующие виды моделирования.
Наглядно-практическое моделирование – это моделирование, в основу которого заложен принцип замещения.
Реальный предмет замещается другим предметом, либо используется его изображение или условный знак. Вначале воспитатель осуществляет подготовку детей к проведению этого метода в игре. Организуется совместная с детьми игра, где воспитатель учит детей замещению. Например, камешки – это конфетки для куклы, песок – кашка и т.д. Замещение способствует повышению умственной активности детей, развивает у них воображение, мышление, речь, ориентировку в пространстве, а также знакомит с формой, объемом предметов, их характеристиками. Тем самым замещение осуществляется на основании схожести тех или иных характеристик предмета и его заместителя.
Моделирование чисел – лепка геометрических фигур и цифр.
Данный вид моделирования основан на том, что дети дошкольного возраста легко запоминают цифры, если они не только их видят на бумаге, но и совершают с ними определенные действия. Например, лепка цифр из пластилина, украшение цифр, изготовление цифр и геометрических фигур из пластилиновых жгутов и т.д. Необходимо также отметить, что данный вид моделирования, способствует не только математическому развитию, но помогают развивать мелкую моторику, тактильные ощущения и т.п.
Плоскостное моделирование – это моделирование, в котором используются разнообразные схемы, рисунки, картинки и т.д.
В основном этот метод применяется для усвоения порядкового счета, а также с целью развития фантазии, мышления и творческих способностей детей. Вне зависимости от вида моделирования, установлен определенный порядок работы с моделями, в зависимости от возраста воспитанников:
- Замещение – используется в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Дети учатся замещать реальные предметы или явления условными моделями, учатся придумывать заместители самостоятельно.
- Использование на занятиях математикой уже готовых моделей – используется в работе с детьми по математическому развитию начиная с 3-4 лет.
- Самостоятельное построение моделей по самостоятельному замыслу или же в рамках реальной ситуации – применятся в работе с детьми 5-6 лет.
Чтобы овладеть моделированием как методом математического развития, необходимо создавать модели и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие.