Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование картографического материала при изучении истории России в средней общеобразовательной школе

Использование карт на уроках истории России

Определение 1

Картографический материал – это географические и специальные карты, планы, чертежи, атласы, а также первичные географические документы съемок (планшеты, аэрофотоснимки и пр.), которые необходимы для изучения пространственных характеристик исторических процессов, событий и явлений.

Большое значение в формировании навыков работы на уроках истории отводят картам и контурным картам, позволяющим усваивать и закреплять знания, вырабатывать новые умения и навыки работы с историческим материалом. Работа с картами дает положительные результаты только в том случае, если проводится систематически и целенаправленно.

Карты могут быть использованы на разных этапах урока: чтобы закрепить новый материал в конце урока, чтобы отработать изученный на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них, чтобы проконтролировать знания в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Одна и та же контурная карта может быть использована при изучении нескольких тем, при этом оценивают каждый этап заполнения карты учениками.

Годер Г.И. говорил о ценности работы с контурной картой, выделяя две стороны этого вопроса:

  • контурная карта является важным средством практического обучения истории древнего мира, ценным своими поисковыми задачами;
  • систематическое использование карты в работе значительно повышает обратную связь, помогает педагогу руководить познавательной активностью учеников.

С одной стороны, стоит отметить, что у детей возникает огромные интерес к практическим действиям. Дети с охотой и интересом рисуют, лепят и создают макеты. Работа с контурными картами не заменяет художественного творчества, но в значительной степени помогает развивать их практические умения.

Выполнять задания по контурным картам дети могут только если у них перед глазами есть историческая карта. Большая часть заданий предполагает, что ученик должен обозначить определенный географический объект на контурной карте. Пятиклассники занимаются сопоставлением настольной и контурной карт, и при этом учатся узнавать очертания морей и частей суши вне зависимости от масштабов карты и того, какой район земной поверхности представлен на ней. Это организовывает самостоятельную поисковую деятельность детей, постепенно дети знакомятся и изучают историческую карту, опираясь на контурную.

«Использование картографического материала при изучении истории России в средней общеобразовательной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

С другой стороны, информация, полученная в результате проверки задания, дает возможность судить и о целостной работе класса, и об успехах каждого отдельного ребенка. Контурная карта выступает в качестве своеобразного средства самоконтроля педагога, выявляя его недоработки. Благодаря систематической работе с контурными картами учитель может почувствовать индивидуальность каждого учащегося, его слабые и сильные стороны, направлять познавательные возможности детей в нужное русло.

Иными словами, можно сделать вывод, что контурные карты не только способствуют формированию пространственных представлений учащихся, но и развивают навыки работы с историческими картами.

Пути применения контурных карт на уроке истории

Начиная изучать историческую карту и работать с контурными картами, в первую очередь, учитель обращает внимание на хронологические рамки периода, который на ней отражен, а также на то, могут ли ребята выполнить предлагаемое задание. Обучение происходит в несколько приемов. Сначала учащиеся занимаются заполнением контурных карт, используя настольные карты, а затем – настенные и свои знания.

Обучение начинают с наиболее простых заданий по заполнению карт, например, обвести границы государства, написать названия крупных рек или указать даты основных событий. Далее ученики начинают сравнивать настольную и контурную карты, учатся распознаванию очертаний участков суши и морей и пр.

Большая роль в процессе организации работы учеников с контурными картами отведена слову учителя. Нельзя рассчитывать лишь на то, что ребята могут сами познакомиться с правилами изучения и заполнения карт, которые обычно печатают на обложках, поэтому необходимо несколько раз разобрать как именно нужно заполнять карту.

Подготавливая задания по контурной карте педагог может выбрать один из двух путей:

  • подробно разъяснить задание, раскрыть весь его ход выполнения в процессе бесед с классом, заострить внимание учеников на возможных ошибках;
  • не разъяснять задание, но требовать от учеников его полного выполнения при проявлении сообразительности и творческих способностей.

В результате работы с исторической картой учащиеся должны приобрести определенный набор знаний и умений, а именно:

  1. Знать, что:

    • в названии карты отражена тема и ее основное содержание;
    • в исторической карте отражена действительность в определенный хронологический момент;
    • на карте можно показать разновременные события;
    • сменявшиеся события могут быть отражены на одной исторической карте, при этом последовательность во времени передается в качестве соседства в пространстве;
    • карты имеют определенный масштаб.
  2. Уметь:

    • узнать и назвать пространство, которое изображено на карте;
    • определить последовательность и время событий, который изображены на карте;
    • передать содержание карты графическими средствами;
    • сопоставить явления, которые обозначены на карте;
    • сравнить размеры территорий;
    • найти на карте и назвать специальные знаки обозначений;
    • найти территорию, изображенную на небольшой карте на карте, которая охватывает больший масштаб;
    • использовать карту анализируя причины и следствия событий;
    • анализировать социально-экономической и политической развитие народов мира;
    • сопоставить и систематизировать данные, полученные из нескольких исторических карт;
    • читать карты и картосхемы, а также уметь сопоставить разномасштабные планы и карты.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot