Использование карт на уроках истории России
Картографический материал – это географические и специальные карты, планы, чертежи, атласы, а также первичные географические документы съемок (планшеты, аэрофотоснимки и пр.), которые необходимы для изучения пространственных характеристик исторических процессов, событий и явлений.
Большое значение в формировании навыков работы на уроках истории отводят картам и контурным картам, позволяющим усваивать и закреплять знания, вырабатывать новые умения и навыки работы с историческим материалом. Работа с картами дает положительные результаты только в том случае, если проводится систематически и целенаправленно.
Карты могут быть использованы на разных этапах урока: чтобы закрепить новый материал в конце урока, чтобы отработать изученный на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них, чтобы проконтролировать знания в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Одна и та же контурная карта может быть использована при изучении нескольких тем, при этом оценивают каждый этап заполнения карты учениками.
Годер Г.И. говорил о ценности работы с контурной картой, выделяя две стороны этого вопроса:
- контурная карта является важным средством практического обучения истории древнего мира, ценным своими поисковыми задачами;
- систематическое использование карты в работе значительно повышает обратную связь, помогает педагогу руководить познавательной активностью учеников.
С одной стороны, стоит отметить, что у детей возникает огромные интерес к практическим действиям. Дети с охотой и интересом рисуют, лепят и создают макеты. Работа с контурными картами не заменяет художественного творчества, но в значительной степени помогает развивать их практические умения.
Выполнять задания по контурным картам дети могут только если у них перед глазами есть историческая карта. Большая часть заданий предполагает, что ученик должен обозначить определенный географический объект на контурной карте. Пятиклассники занимаются сопоставлением настольной и контурной карт, и при этом учатся узнавать очертания морей и частей суши вне зависимости от масштабов карты и того, какой район земной поверхности представлен на ней. Это организовывает самостоятельную поисковую деятельность детей, постепенно дети знакомятся и изучают историческую карту, опираясь на контурную.
С другой стороны, информация, полученная в результате проверки задания, дает возможность судить и о целостной работе класса, и об успехах каждого отдельного ребенка. Контурная карта выступает в качестве своеобразного средства самоконтроля педагога, выявляя его недоработки. Благодаря систематической работе с контурными картами учитель может почувствовать индивидуальность каждого учащегося, его слабые и сильные стороны, направлять познавательные возможности детей в нужное русло.
Иными словами, можно сделать вывод, что контурные карты не только способствуют формированию пространственных представлений учащихся, но и развивают навыки работы с историческими картами.
Пути применения контурных карт на уроке истории
Начиная изучать историческую карту и работать с контурными картами, в первую очередь, учитель обращает внимание на хронологические рамки периода, который на ней отражен, а также на то, могут ли ребята выполнить предлагаемое задание. Обучение происходит в несколько приемов. Сначала учащиеся занимаются заполнением контурных карт, используя настольные карты, а затем – настенные и свои знания.
Обучение начинают с наиболее простых заданий по заполнению карт, например, обвести границы государства, написать названия крупных рек или указать даты основных событий. Далее ученики начинают сравнивать настольную и контурную карты, учатся распознаванию очертаний участков суши и морей и пр.
Большая роль в процессе организации работы учеников с контурными картами отведена слову учителя. Нельзя рассчитывать лишь на то, что ребята могут сами познакомиться с правилами изучения и заполнения карт, которые обычно печатают на обложках, поэтому необходимо несколько раз разобрать как именно нужно заполнять карту.
Подготавливая задания по контурной карте педагог может выбрать один из двух путей:
- подробно разъяснить задание, раскрыть весь его ход выполнения в процессе бесед с классом, заострить внимание учеников на возможных ошибках;
- не разъяснять задание, но требовать от учеников его полного выполнения при проявлении сообразительности и творческих способностей.
В результате работы с исторической картой учащиеся должны приобрести определенный набор знаний и умений, а именно:
Знать, что:
- в названии карты отражена тема и ее основное содержание;
- в исторической карте отражена действительность в определенный хронологический момент;
- на карте можно показать разновременные события;
- сменявшиеся события могут быть отражены на одной исторической карте, при этом последовательность во времени передается в качестве соседства в пространстве;
- карты имеют определенный масштаб.
Уметь:
- узнать и назвать пространство, которое изображено на карте;
- определить последовательность и время событий, который изображены на карте;
- передать содержание карты графическими средствами;
- сопоставить явления, которые обозначены на карте;
- сравнить размеры территорий;
- найти на карте и назвать специальные знаки обозначений;
- найти территорию, изображенную на небольшой карте на карте, которая охватывает больший масштаб;
- использовать карту анализируя причины и следствия событий;
- анализировать социально-экономической и политической развитие народов мира;
- сопоставить и систематизировать данные, полученные из нескольких исторических карт;
- читать карты и картосхемы, а также уметь сопоставить разномасштабные планы и карты.