Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование иллюстративного материала «Азбуки на уроках обучения грамоте

Значение иллюстраций в формировании навыков чтения

Первая учебная книга ребенка – «Азбука», насыщенная красочными, занимательными, близкими и доступными для детей иллюстрациями. Благодаря иллюстрациям у детей формируются навыки связной речи, уточняется и активизируется словарь, помимо того, они несут огромное воспитательное значение.

Наглядность выступает неотъемлемым компонентом процесса обучения в начальной школе. Она способствует активизации детского мышления, создает лучшие условия для образования чувственно-образных связей, как с объективной реальностью, так и с соотносящейся с ней системой языковых значений, которые ученик должен научиться воспринимать.

Иллюстрации азбуки разделяются на несколько видов:

  • предметные картинки, содержащие слова, предназначенные для слого-звукового анализа и для лексической работы;
  • занимательные иллюстрации – задачи по сопоставлению схем, составлению слов, сопоставлению слогов и пр.;
  • предметные картинки, ребусы, одиночные рисунки и серии сюжетных картинок, которыми обеспечивается овладение детьми связной речью.

Ушинский отмечал, что включать иллюстрации в учебник бесполезно, если над ними не будут проводить никакой целенаправленной работы. Рисунки в учебнике возбуждают у детей любопытство, но надоедают им при быстром и невнимательном просмотре, и позже дети не обращают на них должного внимания.

Приемы обучения с использованием иллюстраций

Предметные картинки со словами, предназначенными для слого-звукового анализа и лексической работы направлены на совершенствование речевого аппарата учеников, выработку отчетливого и достаточного громкого правильного произношения слов, слогов, звуков, то есть на развитие у детей фонематического слуха.

Основными этапами работы в этом случае являются:

  • демонстрация буквы – чтение буквы и придумывание слов, начинающихся на эту букеву;
  • звуковой анализ слова – выделение звука, деление слова на слоги, характеристика звуков, чтение слова по схеме, ориентируясь на ударение и гласные звуки;
  • чтение слов по схемам;
  • узнавание буквы в текстах.

Иллюстрации занимательного характера – это разного рода задачи, направленные на сопоставление схем, составление слов и слогов. С учетом психофизиологических особенностей детей начальной школы, используют занимательные материалы, направленные на снятие напряжения, переключение внимания детей с одного задания на другое. С учетом разного уровня дошкольной подготовки первоклассников, особая роль отводится индивидуализации обучения и дифференцированному подходу в проведении занятий, направленных на формирование первоначальных умений и навыков чтения.

«Использование иллюстративного материала «Азбуки на уроках обучения грамоте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Предметные картинки содержат ребусы-загадки, в которых загадываемые слова или фразы изображены в формате рисунков, букв и знаков. Их используют с целью развивать логическое мышление и активизировать познавательную деятельность учащихся.

Рассматривание одиночных рисунков и серий сюжетных картинок способствует более ясному и отчетливому пониманию детьми содержания читаемого текста. Сюжетные картинки нужны, чтобы развивать связную устную речь учеников, но они могут использоваться и для подготовки учеников к пониманию темы, содержания текста, так как в картине и тексте выделены некоторые его существенные признаки - тема, название, содержание. Понимание темы и содержания текста начинается при обучении грамоте с использованием иллюстративного материала «Азбуки».

Формирование у учеников начальной школы представлений о теме и содержании картины должно проводиться в определенной последовательности. Нужно выяснить что изображено на картине, составить предложения по картине, объяснить название картины, определить, о чем эта картина, озаглавить ее.

Весь иллюстративный материал «Азбуки» разделен на три группы:

  • художественно-образные иллюстрации;
  • предметные иллюстрации – отдельное цветное или черно-белое изображение предметов;
  • графическая иллюстрация.

Для правильного и эффективного использования иллюстраций из «Азбуки», необходимо хорошо ориентироваться в их разновидностях и назначении.

Художественно-образным иллюстрациям отводится основное место в учебнике. Они могут быть:

  • сюжетно-тематическими – предназначены для рассмотрения и сопоставления вопросов и ответов, пересказа по вопросам, составления предложений и рассказов;
  • ситуативные рисунки – нужны для составления предложений, то есть краткого описания определенных ситуаций и эпизодов, заставляющих детей переживать и оценивать ситуации, рассуждать, что формирует сознательное чтение.

При использовании предметных иллюстраций:

  • детально рассматриваются определенные предметы, проводится звуко-буквенный анализ, идет соотнесение картинки со схемой и пр.;
  • ведется большая словарная работа – объяснение и определение значений новых слов;
  • логические упражнения несут пользу речевому развитию и обогащению словаря детей.

Графические иллюстрации включают:

  • схемы-модели слов;
  • схемы-модели предложений.

Иллюстративным материалом учебника открываются огромные возможности для систематического проведения разных дидактических игр, создания интересных игровых ситуаций.

При этом должны быть созданы такие условия работы над иллюстрацией, которые помогут закрепить те навыки чтения, которыми дети уже овладели в результате обучения на занятиях внеклассным чтением, а также поднять на новый уровень их способность читательского самоконтроля через анализ иллюстраций.

Этим объясняется необходимость работать с книжными картинками, прививать умение читать иллюстрации, так как без этого невозможно формирование навыков читательской деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 16.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot