ИКТ в образовании – это набор информационных и коммуникативных средств, приемов представления учебно-методических материалов и технических средств, используемых в педагогическом процессе для достижения целей и задач образования и повышения его качества.
ИКТ находят широкое применение в разных сферах социальной жизнедеятельности. Система образования – не исключение. ИКТ используются на разных уровнях и этапах обучения, в решении различных образовательных задач. Они ориентированы на повышение качества образования.
Также, ИКТ используются в специальных школах разного типа для улучшения коррекционного эффекта образовательной деятельности.
Необходимость применение ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII типа
Коррекционная школа VIII типа – это специальное учебное заведение, ориентированное на обучение детей с интеллектуальными нарушениями в развитии.
В школе данного типа обучаются умственно отсталые дети, у которых наблюдается дисфункция психических процессов и нарушение познавательной сферы. Такие учащиеся требуют особого подхода в обучении, длительной и кропотливой работы, ориентированной на коррекцию, имеющихся нарушений в развитии и активизацию познавательных процессов ребенка.
ИКТ технологии становятся мощным средством коррекционного воздействия на организм умственно отсталого ребенка и его познавательные процессы, а также на социальную сферу личности и социальную адаптацию ребенка в специальном учебном заведении.
ИКТ технологии применяются в коррекционной школе на разных занятиях. Они охватывают изучение естественно-научных и гуманитарных дисциплин, а также дисциплин сферы искусства и физического развития учащихся с отклонениями в развитии.
Использование ИКТ на уроках биологии коррекционной школы, по сути, является необходимостью. Их значение настолько огромно, что можно обозначить ряд параметров необходимости их использования в изучении биологии умственно отсталыми учащимися. к ним относятся:
- Создание условий для организации учебных занятий, отвечающих психоэмоциональному и физиологическому развитию учащихся;
- Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в преподавании биологии и его технологизация;
- Соблюдение принципов коррекционного обучения в преподавании биологии. Предполагается организация обучения в опоре на сохранные функции организма, многократное повторение информации и ее наглядное представление и ориентация на коррекцию психических дисфункций организма;
- Возможности ИКТ позволяют заменить ряд наглядных пособий и сделать наглядное представление информации более четким, ярким, насыщенным и целеориентированным;
- Повышение производительности труда педагога и работоспособности учащихся на уроках;
- Активизация наглядно-образного мышления учащихся с интеллектуальными нарушениями, развитие их внимания и его концентрации;
- Повысить интерес учащихся к данной дисциплине и сформировать мотивацию к ее познанию.
Все эти параметры обуславливают использование ИКТ в коррекционном обучении, в преподавании биологии в коррекционной школе VIII типа.
Рисунок 1. Основные формы использования ИКТ на уроках биологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Использование на уроках биологии коррекционной школы VIII типа мультимедийных презентаций
Мультимедийная презентация – это технология обучения, основанная на информационно-коммуникативных методах обучения, позволяющая представить учебную информацию в электронном, наглядном виде, сделав ее более яркой и насыщенной.
Учебный материал по биологии, разработанный в форме мультимедийной презентации может быть представлен в текстовой, иллюстративной, аудиовизуальной форме, в виде видеороликов, анимации. Это делает процесс изучения биологии увлекательным. Для детей с умственными отклонениями играет роль и заинтересованность ребенка, концентрация внимания на ярких слайдах презентации. Это позволяет сконцентрировать учащихся на изучении данной дисциплины, ее конкретной темы и развить интерес к познанию данной научной отрасли.
Мультимедийные презентации в коррекционном обучении биологии выполняют ряд значимых функций, способствующих развитию учащихся и полноценному усвоению учебного материала. Таковыми являются:
- Информационная функция. Она связана с передачей, посредством презентаций большого объема информационных данных в краткие временные промежутки. Причем, способ ее передачи подстраивается под потребности и возможности учащихся к усвоению материала.
- Демонстрационная функция. Происходит демонстрация учебной информации в наглядной форме ее представления. Это возможно благодаря использованию в презентациях красочных картинок, видео роликов, адаптированных под развитие учащихся и их восприятие. Это позволяет дать им полноценные представления об изучаемых объектах, процессах и явлениях.
- Функция многоаспектности использования. Она связана с применением презентаций на разных этапах урока, для решения различных образовательных задач, в познании разных тем по биологии, в процессе освоения новой темы и проведения контроля знаний учащихся.
- Функция многократного повторения. Именно посредством презентации можно обеспечить многократность повторения учебного материала, что особенно необходимо в обучении детей с умственными нарушениями развития.
Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе коррекционной школы VIII типа требует соблюдения ряда условий:
- Использование при необходимости познакомить учащихся с природными объектами, процессами и явлениями, продемонстрировать скорость протекания тех или иных процессов в биологической среде, изучить скрытые процессы и явления и движение живых организмов, их рост и развитие;
- Использование крупного шрифта, его четкость и ясность;
- Использование цветов, не вызывающих напряжения глаз, раздражения психических процессов учащихся;
- Заполнение изображениями всего экранного пространства;
- Минимизация зрительной информации;
- Нельзя использовать в презентации объекты, звуковые файлы, отвлекающие внимание учащихся от содержания слайдов;
- Предоставление достаточного времени для просмотра учащимися слайдов и их многократный просмотр при необходимости.