Инновационные технологии и их значение для логопедической практики
Инновационные технологии – это новые способы, методы осуществления различных видов деятельности, направленные на повышение ее качества и результативности.
Использование инновационных технологий в логопедической практике ориентировано на повышение эффективности данного процесса и достижение его целевого назначения – коррекция и профилактика речевых нарушений дошкольников.
Инновационные технологии в логопедии обладают следующими характеристиками:
- Выступают дополнением к уже используемым технологиям работы, с целью достижения конкретных ее итогов.
- Являются новыми методами и средствами, инструментами логопедической практики, являющимися более целесообразными, рациональными и эффективными вариантами организации логопедического занятия.
- Отражают новые методы построения взаимодействия между ребенком и учителем-логопедом.
- Имеют стимулирующий характер, проявляющийся в формировании благоприятной учебной среды и активизации работы нарушенных психических процессов организма.
В современной логопедической практике используются следующие инновационные технологии:
- ИКТ-технологии.
- Кинезиотерапия.
- Арт-терапия.
- Мнемотерапия.
- Криотерапия.
- Пальцевый массаж.
- Су-джок терапия.
- Сенсорные технологии.
- Биоэнергопластика.
Любая инновационная технология, применяемая в логопедии, как правило, используется в совокупности с иными методами логопедического воздействия. Они не меняют фундаментальных основ логопедической терапии, а только дополняют ее, делая процесс более эффективным.
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика - это технология речевого развития, основанная на взаимодействии трех составных компонентов: ребенка, его энергетических ресурсов и двигательного аппарата.
По сути, биоэнергопластика- это разновидность артикуляционной гимнастики, основанной на одновременным выполнением каких-то движений и работе артикуляционного аппарата (например, высунуть язык и поднять руку). Это позволяет распределить энергетические ресурсы организма естественным путем, активизирует кровообращение и укрепляет артикуляционный аппарат, что в итоге положительно сказывается на речевом развитии ребенка.
При выполнении данной гимнастики происходит активная работа нескольких систем организма: артикуляционного аппарата, двигательного аппарата, мышления и речевого аппарата.
Посредством биоэнергопластики удается решить следующие логопедические задачи:
- Укрепление мышц лица и формирование более устойчивых артикуляционные процессы.
- Активизация силы и подвижности органов речевого аппарата, их развитие.
- Формирование навыков координации движений.
- Развитие моторных функций организма.
- Активизация работы памяти.
- Развитие произвольного внимания и улучшение визуального и слухового восприятия информации.
Организация данной гимнастики проводится в игровой форме. Она увлекает ребенка и делает процесс логопедической работы незаметным для ребенка и более успешным.
Мнемотерапия
Мнемотерапия – это технология развития навыков запоминания информации за счет ее схематичного представления.
Происходит схематичное представление отдельных слов, фраз, текстов, сцен из сказок и мультфильмов. Они выражаются схематично, посредством написания отдельных символов. Дети видят символы, в которых зашифрована какая-то информация и стремятся ее разгадать. Это уже активизирует их интерес к занятию.
Специфика данной технологии заключается в представлении информации не с помощью изображений, а посредством символов, способствующих опосредованному запоминанию. Так, слова запоминаются гораздо быстрее и устойчивее сохраняются в памяти.
Посредством применения мнемотерапии можно достичь:
- Формирования связной речи в кратчайшие сроки.
- Развития ассоциативного мышления.
- Активизации визуального и слухового восприятия.
- Развития зрительной памяти.
- Развития слухового и зрительного внимания.
- Постановки звуков за краткий временной промежуток.
- Доведения звукового произношения до автоматизма.
- Освоения навыков различения и разделения звуков, их позиций в слове.
Рисунок 1. Преимущества использования ИКТ-технологий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Использование ИКТ-технологий на логопедических занятиях
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это комплекс методов, используемых в конкретном направлении деятельности, позволяющих эффективно обрабатывать и хранить информацию, воспроизводить ее и использовать для реализации практических целей и задач деятельности.
Применение ИКТ технологий в логопедической практике нацелено на развитие мотивации к выполнению логопедических упражнений. Если ребенку не интересно выполнять то или иное упражнение, он не испытывает энтузиазма при выполнении, то его эффективность значительно снижается.
Данные технологии позволяют построить логопедическое занятия индивидуальной направленности. Они способствуют творческому развитию ребенка, укрепляют его психические процессы и развивают самого логопеда, способствуют совершенствованию его логопедической практики и опыта деятельности.
Реализация ИКТ технологий в логопедии осуществляется по следующим направлениям:
- Создание презентаций к занятиям. Это повышает интерес к занятию и делает его более наглядным.
- Формирование наглядных данных по выполнению упражнений, на основе применения Интернета.
- Использование видео материалов, позволяющих продемонстрировать детям выполнение упражнения или видео-уроки для педагога-логопеда по проведению логопедических занятий.
- Применение готового обучающего материала, программных продуктов.
- Применение мультимедийных средств. Они позволяют просматривать сказки, мультфильмы, проводить веселые физкультминутки. Это способствует расслаблению ребенка и его открытию для выполнения логопедических упражнений.