Организация инновационной деятельности в ДОУ
Инновационная деятельность в образовательной сфере – это система мероприятий, направленных на внедрение новшеств в образовательный процесс, благодаря которым реализуется его обновление и развитие.
Внедрение инноваций в работу дошкольной образовательной организации направлено на улучшение ее функционирования, повышение качества предоставления дошкольных образовательных услуг.
Инновационные направления деятельности в ДОУ позволяют сделать воспитательный процесс вариативным, удовлетворить запросы семьи и потребности ребенка в социальном становлении и личностном развитии.
Включение инноваций в организационную работу деятельности ДОУ требует от руководства мотивации всего коллектива работников к новшествам. Инновации должны внедряться с учетом уровня профессионального развития педагогов, их психологической готовности к изменениям и новшествам, к способности и готовности использовать новые методы и технологии работы, творческой ориентации деятельности, готовности брать на себя большие объемы педагогической работы и новых видов нагрузки.
Рисунок 1. Инновационная работа в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К основным направлениям организационной работы инновационной деятельности ДОУ относятся следующие:
- Создание специальных подразделений в детском саду, т. е. групп педагогов, занимающихся разработкой творческих мероприятий, выявлением и анализом проблем;
- Применение активных форм методической работы с педагогическим коллективом т.е. использовании инновационных направлений деятельности – деловых игр, моделирования, проектных методов;
- Создание программ профессионального роста и развития педагогов, их обучения и переобучения, с учетом особенностей личностного развития, потребностей и возможностей каждого педагога, уровня их профессионального развития и квалификационных характеристик;
- Поиск информации о передовом педагогическом опыте деятельности в области внедрения инновационных продуктов в работу ДОУ;
- Создание картотеки и видеотеки информационного материала, методических разработок, затрагивающих внедрение инновационных продуктов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса ДОУ.
Инновационная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы она способствовала повышению качества образования и эффективности воспитательной работы педагогов.
Организация инновационной деятельности ДОУ ориентирована на решение следующих задач:
- Развитие личности каждого воспитанника, с учетом проявления его индивидуальности.
- Формирование навыков самостоятельности и инициативности дошкольников.
- Активизация творческого самовыражения и раскрытие творческого потенциала дошкольников.
- Развитие мотивации к исследованию и познанию.
- Развитие мотивации к активным видам деятельности воспитанников: физической, творческой, умственной.
- Формирование навыков креативного мышления.
- Повышение уровня умственного развития дошкольников.
- Развитие духовно обогащенной и нравственно-ориентированной личности.
Основные направления инновационной деятельности ДОУ
Внедрение инноваций в работу ДОУ осуществляется по следующим направлениям:
- Формирование программной базы инновационных процессов. Реализуется составление плана работы ДОУ на краткосрочную и долгосрочную перспективу, в котором отражается внедрение инноваций и продуктивность их использования, а также прогнозы применения;
- Разработка инновационных идей и проектов отдельными педагогами ДОУ, группами педагогов, коллективом сотрудников ДОУ;
- Формирование в ДОУ отдельных объектов дополнительного образования: кружков, клубов по интересам, спортивных секций;
- Формирование в ДОУ консультативных отделов, которые могут посещать родители детей с ограниченными возможностями и сами дети, не посещающие ДОУ, чтобы получить психологическую помощь, педагогическую или психологическую консультацию, нацеленную на достижение всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями;
- Новшества в организации спортивных занятий и мероприятий ДОУ. Например, могут быть использованы физкультминутки на познавательных занятиях, игровые методы проведения утренней гимнастики, создание часов двигательного творчества и др.;
- Разработка технологий развития гармоничных детско-родительских отношений. Такие отношения играют ведущую роль в развитии здоровой личности дошкольника;
- Проведение педагогами мастер-классов по отдельным аспектам организации воспитания, обучения и развития дошкольников;
- Обеспечение образовательной деятельности ДОУ современными информационными ресурсами: создание сайта ДОУ, презентация работы ДОУ в интернет-сети, создание диагностического инструментария и т.д.;
- Использование новых видов деятельности ДОУ, приносящих им дополнительные финансовые ресурсы для реализации своей работы;
- Разработка научно-методических продуктов инновационных процессов. Сюда входят методические разработки педагогов и их размещение в интернет-пространстве, участие педагогов в различных семинарах, конференциях, прохождение дистанционных курсов повышения квалификации.
Рисунок 2. Участие педагогов в инновационной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разновидности инновационной деятельности ДОУ
Инновационная деятельность дошкольной образовательной организации может быть реализована в следующих видах:
- Использование технологии моделирования при организации взаимодействия между педагогом и детьми, между педагогом и родителями.
- Посещение педагогами курсов повышения квалификации, прослушивание он-лайн лекций и вебинаров, посещение лекций и семинаров, направленных на повышение мастерства педагогов, совершенствование их профессиональных навыков.
- Поиск и разработка новых путей работы с детьми, методов и технологий воспитательной работы.
- Анализ развития каждого воспитанника.
- Здоровьесберегающие технологии. Они ориентированы на сохранение здоровья воспитанников на оптимальном уровне. Для этого внедряется комплекс оздоровительных мероприятий и процедур, создается оптимальная атмосфера, комфортные условия пребывания ребенка в ДОУ.
- Информационно-коммуникационные технологии. Они связаны с использование мультимедийных средств в учебно-воспитательном процессе: телевизоры, ПК, интерактивные доски, видеоаппаратура, аудио аппаратура. Данные технологии способствуют мотивации дошкольников к познанию, поскольку делают процесс обучения более увлекательным для ребенка.
- Создание условий для безопасного пребывания ребенка в ДОУ.
- Система экологического обучения дошкольников.
- Формирование предметно-развивающей среды в ДОУ.
- Организация новых форм взаимодействия с родителями, позволяющих привлечь их к участию в воспитательном процессе. Сюда входит организация различных мероприятий ДОУ, проведение совместных экскурсионных и иных поездок, создание семейных клубов, выпуск газет, информирующих родителей о деятельности ДОУ и жизни коллектива дошкольников и др.