Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инклюзия

Характеристика и основные принципы инклюзии

Определение 1

Инклюзия – это процесс увеличения степени вовлеченности каждого гражданина в социуме, в первую очередь, людей, имеющих нарушения физического развития.

Инклюзия предполагает реальное включение инвалидов в активную общественную жизнь и в равной степени необходима всем членам общества.

Определение 2

Инклюзивное образование – это направление развития общего образования, подразумевающее доступность обучения для каждого человека посредством приспособления его к разным требованиях всех учащихся, в том числе и с особыми потребностями.

Иными словами, под инклюзивным образованием понимают процесс обучения и воспитания, когда каждый ученик, не зависимо от его физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включен в общую систему образования и обучается вместе со своими здоровыми сверстниками.

Сам термин «инклюзия» предполагает включение, вовлечение или вхождение во что-то, в качестве части целого. Основная цель данного процесса – создать свободную, безбарьерную среду в обучении и профессиональной подготовке людей, имеющих особые потребности.

Образовательная политика США и Европы предполагает использование следующих образовательных подходов:

  • расширение доступа к образованию;
  • мэйнстрим – временное обучение детей с ОВЗ с ровесниками, встречи на праздниках и организация совместного досуга;
  • интеграция – совместное обучение детей с ОВЗ со сверстниками без ограничений обычной образовательной системы, которая остается неизменной и не приспосабливается под нужды учеников;
  • инклюзия – реформирование образовательного заведения, перепланировка учебных помещений под потребности каждого без исключения ребенка.
«Инклюзия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При инклюзии дети с ОВЗ принимают участие в общеобразовательных мероприятиях, общаются с ровесниками, обмениваются навыками взаимодействия в естественной среде и принимают участие в групповой учебной деятельности.

Основные принципы инклюзии:

  • ценность человека не зависит от его достижений или способностей;
  • каждый человек думает и чувствует;
  • каждый человек имеет право общаться и быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • истинное образование осуществляется в рамках реальных взаимоотношений;
  • всем людям нужна поддержка и дружбы сверстников;
  • разнообразием усиливаются все стороны жизни человека.

История инклюзивного образования

Первые попытки интеграции инвалидов в общество шли параллельно в Японии, США и странах Скандинавии. В 1994 году в Саламанке под эгидой ЮНЕСКО прошла Всемирная конференция по образованию лиц с ОВЗ, результатом которой стала формулировка принципа инклюзивного образования и введен в употребление термин «инклюзия». Декларация о принципах, политике и практической деятельности в области образования лиц с ОВЗ, содержала первые принципы инклюзии:

  • у каждого ребенка есть основное право на образование, и он должен получить необходимый уровень знаний;
  • каждый ребенок обладает уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями;
  • должна быть разработана система образования и выполнены программы обучения таким образом, чтобы принимать во внимание особенности и потребности детей с ОВЗ;
  • дети с ОВЗ должны иметь возможность обучаться в обычных школах, в которых должны быть созданы условия на основании педагогических методов, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребенка;
  • обычные школы с инклюзивной направленностью – эффективное средство борьбы с дискриминацией, они создают в обществе благоприятную атмосферу, обеспечивая доступное обучение, повышая эффективность и рентабельность образовательной системы.

В 2000 году был проведен Всемирный форум по образованию, на котором приняли решение создать международное движение «Образование для всех», участники которого выступали за доступность качественного образования для детей, молодежи и взрослых.

В России первые образовательные учреждения в рамках инклюзии появились в начале 90х годов ХХ века. В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации, была открыта первая школа инклюзивного образования «Ковчег».

Для подготовки учителей к работе с детьми с ОВЗ в 1996 году коллегией Министерства образования и науки был введен в планы педагогических вузов курс «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ОВЗ». 31 января 2001 года на Международной научно-практической конференции образования была принята Концепция интегрированного образования лиц с ОВЗ.

На территории России инклюзивное образование регулирует Конституция, федеральный закон «Об образовании», федеральный закон «О социальной защите инвалидов», Конвенция о правах ребенка и Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Сложности внедрения инклюзии

Основные причины непринятия ученика с ОВЗ – ресурсные и социальные.

К ресурсным барьерам относят недостаток материальных средств, чтобы удовлетворить особые образовательные потребности ученика, а также недостаточный уровень знаний и отсутствие понятной школьной политики по отношению к инклюзии.

Среди ресурсных барьеров выделяют три фактора:

  • людей – их отношение, стереотипы, нехватка знаний, отсутствие опыта и пр.;
  • знания и информацию – особая образовательная политика с отсутствием коллективного опыта обсуждения и решения проблем;
  • материальные ресурсы – недостаток средств и оборудования, низкий уровень зарплат сотрудников и неравномерное распределение ресурсов.

Социальные барьеры формируются на трех уровнях:

  • макроуровень – работа государственных политических и социально-экономических институтов, а также законодательство, не соответствующее международным нормам, отсутствие единой государственной политики по отношению к инклюзии;
  • мезоуровень – идеология, массовая культура и социальные отношения в области образования. Это отражено культурными стереотипами по отношению к людям с ОВЗ, нетерпимостью и нетолерантностью, отсутствием программ по сопровождению ребенка с инвалидностью и пр.;
  • микроуровень – психологическое принятие педагогом возможности обучать совместно детей, имеющих разные образовательные потребности, то есть профессиональные установки и стереотипы учителя.
Дата последнего обновления статьи: 07.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot