Характеристика и основные принципы инклюзии
Инклюзия – это процесс увеличения степени вовлеченности каждого гражданина в социуме, в первую очередь, людей, имеющих нарушения физического развития.
Инклюзия предполагает реальное включение инвалидов в активную общественную жизнь и в равной степени необходима всем членам общества.
Инклюзивное образование – это направление развития общего образования, подразумевающее доступность обучения для каждого человека посредством приспособления его к разным требованиях всех учащихся, в том числе и с особыми потребностями.
Иными словами, под инклюзивным образованием понимают процесс обучения и воспитания, когда каждый ученик, не зависимо от его физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включен в общую систему образования и обучается вместе со своими здоровыми сверстниками.
Сам термин «инклюзия» предполагает включение, вовлечение или вхождение во что-то, в качестве части целого. Основная цель данного процесса – создать свободную, безбарьерную среду в обучении и профессиональной подготовке людей, имеющих особые потребности.
Образовательная политика США и Европы предполагает использование следующих образовательных подходов:
- расширение доступа к образованию;
- мэйнстрим – временное обучение детей с ОВЗ с ровесниками, встречи на праздниках и организация совместного досуга;
- интеграция – совместное обучение детей с ОВЗ со сверстниками без ограничений обычной образовательной системы, которая остается неизменной и не приспосабливается под нужды учеников;
- инклюзия – реформирование образовательного заведения, перепланировка учебных помещений под потребности каждого без исключения ребенка.
При инклюзии дети с ОВЗ принимают участие в общеобразовательных мероприятиях, общаются с ровесниками, обмениваются навыками взаимодействия в естественной среде и принимают участие в групповой учебной деятельности.
Основные принципы инклюзии:
- ценность человека не зависит от его достижений или способностей;
- каждый человек думает и чувствует;
- каждый человек имеет право общаться и быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- истинное образование осуществляется в рамках реальных взаимоотношений;
- всем людям нужна поддержка и дружбы сверстников;
- разнообразием усиливаются все стороны жизни человека.
История инклюзивного образования
Первые попытки интеграции инвалидов в общество шли параллельно в Японии, США и странах Скандинавии. В 1994 году в Саламанке под эгидой ЮНЕСКО прошла Всемирная конференция по образованию лиц с ОВЗ, результатом которой стала формулировка принципа инклюзивного образования и введен в употребление термин «инклюзия». Декларация о принципах, политике и практической деятельности в области образования лиц с ОВЗ, содержала первые принципы инклюзии:
- у каждого ребенка есть основное право на образование, и он должен получить необходимый уровень знаний;
- каждый ребенок обладает уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями;
- должна быть разработана система образования и выполнены программы обучения таким образом, чтобы принимать во внимание особенности и потребности детей с ОВЗ;
- дети с ОВЗ должны иметь возможность обучаться в обычных школах, в которых должны быть созданы условия на основании педагогических методов, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребенка;
- обычные школы с инклюзивной направленностью – эффективное средство борьбы с дискриминацией, они создают в обществе благоприятную атмосферу, обеспечивая доступное обучение, повышая эффективность и рентабельность образовательной системы.
В 2000 году был проведен Всемирный форум по образованию, на котором приняли решение создать международное движение «Образование для всех», участники которого выступали за доступность качественного образования для детей, молодежи и взрослых.
В России первые образовательные учреждения в рамках инклюзии появились в начале 90х годов ХХ века. В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации, была открыта первая школа инклюзивного образования «Ковчег».
Для подготовки учителей к работе с детьми с ОВЗ в 1996 году коллегией Министерства образования и науки был введен в планы педагогических вузов курс «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ОВЗ». 31 января 2001 года на Международной научно-практической конференции образования была принята Концепция интегрированного образования лиц с ОВЗ.
На территории России инклюзивное образование регулирует Конституция, федеральный закон «Об образовании», федеральный закон «О социальной защите инвалидов», Конвенция о правах ребенка и Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Сложности внедрения инклюзии
Основные причины непринятия ученика с ОВЗ – ресурсные и социальные.
К ресурсным барьерам относят недостаток материальных средств, чтобы удовлетворить особые образовательные потребности ученика, а также недостаточный уровень знаний и отсутствие понятной школьной политики по отношению к инклюзии.
Среди ресурсных барьеров выделяют три фактора:
- людей – их отношение, стереотипы, нехватка знаний, отсутствие опыта и пр.;
- знания и информацию – особая образовательная политика с отсутствием коллективного опыта обсуждения и решения проблем;
- материальные ресурсы – недостаток средств и оборудования, низкий уровень зарплат сотрудников и неравномерное распределение ресурсов.
Социальные барьеры формируются на трех уровнях:
- макроуровень – работа государственных политических и социально-экономических институтов, а также законодательство, не соответствующее международным нормам, отсутствие единой государственной политики по отношению к инклюзии;
- мезоуровень – идеология, массовая культура и социальные отношения в области образования. Это отражено культурными стереотипами по отношению к людям с ОВЗ, нетерпимостью и нетолерантностью, отсутствием программ по сопровождению ребенка с инвалидностью и пр.;
- микроуровень – психологическое принятие педагогом возможности обучать совместно детей, имеющих разные образовательные потребности, то есть профессиональные установки и стереотипы учителя.