Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Информационные образовательные ресурсы: классификация, разработка, реализация

Определение 1

Информационные образовательные ресурсы – это совокупность технических и программных продуктов, систем телекоммуникации и методических пособий, дающих возможности оперативного и продуктивного применения информационных технологий в образовательной деятельности.

Проще говоря, информационные образовательные ресурсы представляют собой представление учебной информации посредством электронных средств, т.е. в электронной форме.

Данные ресурсы представлены в образовательном процессе в различных формах и видовом разнообразии.

Классификация информационных образовательных ресурсов

Использование информационных образовательных ресурсов в образовательной деятельности предполагает их разделение по различным основаниям, отражающим направления и формы образовательной работы, целевое назначение, методические основы применения и др. признаки.

Рассмотрим классификацию информационных образовательных ресурсов.

Информационные образовательные ресурсы, могут использоваться в учебном процессе в различных формах. В этом случае выделяют такие их виды, как:

  • Индивидуальные – ориентированы на реализацию взаимодействия между отдельным учащимся и педагогом;
  • Групповые – ориентированы на освещение учебной информации в группах небольшого состава учащихся;
  • Фронтальные – ресурсы, используемые в обучении всего коллектива учащихся т.е. освещение учебных данных всему классу;
  • Парные – ресурсы, применяемые для реализации парного обучения, парной работы учащихся на уроках;
  • Лекционные – отражают форму организации учебного занятия в виде лекции и предполагают органичное проведение темы, освещение учебной информации с использованием информационные ресурсов на ней;
  • Практические – ориентированы на организацию практического познания конкретных тем, сторон окружающего мира;
  • Оценочные – они предназначены для организации итоговой проверки знаний учащихся, усвоения ими определенных объемов информации в виде зачетов, контрольных работ, экзаменов;
  • Конференции – ориентированы на организацию обучения в формах конференцсвязи;
  • Исследовательские – такие ресурсы направлены на реализацию исследовательской работы учащихся по конкретному направлению образовательной деятельности.
«Информационные образовательные ресурсы: классификация, разработка, реализация» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Исходя из методических основ применения, информационные образовательные ресурсы бывают:

  • Обучающие – направлены на формирование знаний, умений, навыков деятельности;
  • Демонстрационные – направлены на показ конкретной учебной информации, освещение определенных тем, разделов, курсов. Такие ресурсы позволяют дать визуальное представление информации;
  • Имитационные – ориентированы на представление, имитацию аспектов реальности для исследования ее параметров и характеристик;
  • Информационно-поисковые – ориентированы на представление информации, сообщение определенных данных, сведений для развития навыков работы с информацией: ее сбора, хранения, обработки, систематизации;
  • Моделирующие – такие ресурсы позволяют создавать образы реальных объектов, процессов и явлений для их детального познания в учебном процессе;
  • Игровые – данные ресурсы ориентированы на реализацию обучения в игровой форме через создания учебных ситуаций определенного вида;
  • Контролирующие – ориентированы на подведение итогов обучения т.е. контроль знаний и навыков учащихся, сформированности их основных компетенций на конкретных этапах обучения.

В зависимости от способов предоставления учебных данных учащимся, информационные образовательные ресурсы бывают:

  • Представленными на бумажных носителях – в виде учебников, инструкций, методических пособий и т.д.;
  • Представленными в электронной форме – в виде электронных учебных изданий;
  • Данными сети Интернет – сайты с учебными материалами, видеохостинги и др.;
  • Размещены на оптических носителях т.е. электронных данных, размещенных на флэш накопителях, дискетах, дисках.

Исходя из целей, для которых применяют информационные ресурсы, они бывают следующих видов:

  • Ресурсы, дающие знания;
  • Ресурсы, дающие практические навыки деятельности;
  • Ресурсы, ориентированные на освещение определенной информации;
  • Ресурсы, направленные на закрепление базовых знаний;
  • Ресурсы, ориентированные на контроль знаний и навыков учащихся;
  • Ресурсы, ориентированные на обобщение информации;
  • Ресурсы, направленные на расширение и углубление знаний учащихся.

Разработка информационных образовательных ресурсов

Информационные образовательные ресурсы проектируются и разрабатываются для конкретной образовательной организации, давая ей возможность продуктивно реализовывать освоение образовательной программы и достигать образовательных целей с минимизацией ресурсных, временных и иных затрат.

При разработке информационных образовательных ресурсов учитываются следующие параметры:

  • Обоснованность актуальности применения конкретных ресурсов в конкретной форме в условиях образовательного процесса учебного заведения.
  • Целевое назначение учебных дисциплин базисного учебного плана стандартам образования соответствующего уровня.
  • Научное обоснование деятельности, посредством применения конкретных ресурсов.
  • Наличие сведений прикладного и научного направления, в форме изложения, удобной для восприятия и ознакомления педагогов.
  • Представление учебной информации путем ее разбиения на логические единицы.
  • Практическая содержательность представленной информации, ее целостный и системный характер.
  • Качественность программного материала и продуктивность его работы в различных режимах.
  • Проблемность изложения информации. Предполагается, что материал, представленный посредством информационных ресурсов, повышает мыслительную активность учащихся.

Разработка информационных образовательных ресурсов реализуется в два этапа:

  1. Подготовка информации и инструментария. На данном этапе происходит сбор информации, осуществляется ее структуризация, подготавливаются тексты и их представление, посредством мультимедийных технологий.
  2. Компоновка информации. На данном этапе осуществляется сборка разделов, готовится система контроля освоения данной информации и формируется интерфейс ее представления. Он должен отвечать целях и задачам образования, конкретной области использования данных информационных ресурсов.
Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot