Информационные образовательные ресурсы – это совокупность технических и программных продуктов, систем телекоммуникации и методических пособий, дающих возможности оперативного и продуктивного применения информационных технологий в образовательной деятельности.
Проще говоря, информационные образовательные ресурсы представляют собой представление учебной информации посредством электронных средств, т.е. в электронной форме.
Данные ресурсы представлены в образовательном процессе в различных формах и видовом разнообразии.
Классификация информационных образовательных ресурсов
Использование информационных образовательных ресурсов в образовательной деятельности предполагает их разделение по различным основаниям, отражающим направления и формы образовательной работы, целевое назначение, методические основы применения и др. признаки.
Рассмотрим классификацию информационных образовательных ресурсов.
Информационные образовательные ресурсы, могут использоваться в учебном процессе в различных формах. В этом случае выделяют такие их виды, как:
- Индивидуальные – ориентированы на реализацию взаимодействия между отдельным учащимся и педагогом;
- Групповые – ориентированы на освещение учебной информации в группах небольшого состава учащихся;
- Фронтальные – ресурсы, используемые в обучении всего коллектива учащихся т.е. освещение учебных данных всему классу;
- Парные – ресурсы, применяемые для реализации парного обучения, парной работы учащихся на уроках;
- Лекционные – отражают форму организации учебного занятия в виде лекции и предполагают органичное проведение темы, освещение учебной информации с использованием информационные ресурсов на ней;
- Практические – ориентированы на организацию практического познания конкретных тем, сторон окружающего мира;
- Оценочные – они предназначены для организации итоговой проверки знаний учащихся, усвоения ими определенных объемов информации в виде зачетов, контрольных работ, экзаменов;
- Конференции – ориентированы на организацию обучения в формах конференцсвязи;
- Исследовательские – такие ресурсы направлены на реализацию исследовательской работы учащихся по конкретному направлению образовательной деятельности.
Исходя из методических основ применения, информационные образовательные ресурсы бывают:
- Обучающие – направлены на формирование знаний, умений, навыков деятельности;
- Демонстрационные – направлены на показ конкретной учебной информации, освещение определенных тем, разделов, курсов. Такие ресурсы позволяют дать визуальное представление информации;
- Имитационные – ориентированы на представление, имитацию аспектов реальности для исследования ее параметров и характеристик;
- Информационно-поисковые – ориентированы на представление информации, сообщение определенных данных, сведений для развития навыков работы с информацией: ее сбора, хранения, обработки, систематизации;
- Моделирующие – такие ресурсы позволяют создавать образы реальных объектов, процессов и явлений для их детального познания в учебном процессе;
- Игровые – данные ресурсы ориентированы на реализацию обучения в игровой форме через создания учебных ситуаций определенного вида;
- Контролирующие – ориентированы на подведение итогов обучения т.е. контроль знаний и навыков учащихся, сформированности их основных компетенций на конкретных этапах обучения.
В зависимости от способов предоставления учебных данных учащимся, информационные образовательные ресурсы бывают:
- Представленными на бумажных носителях – в виде учебников, инструкций, методических пособий и т.д.;
- Представленными в электронной форме – в виде электронных учебных изданий;
- Данными сети Интернет – сайты с учебными материалами, видеохостинги и др.;
- Размещены на оптических носителях т.е. электронных данных, размещенных на флэш накопителях, дискетах, дисках.
Исходя из целей, для которых применяют информационные ресурсы, они бывают следующих видов:
- Ресурсы, дающие знания;
- Ресурсы, дающие практические навыки деятельности;
- Ресурсы, ориентированные на освещение определенной информации;
- Ресурсы, направленные на закрепление базовых знаний;
- Ресурсы, ориентированные на контроль знаний и навыков учащихся;
- Ресурсы, ориентированные на обобщение информации;
- Ресурсы, направленные на расширение и углубление знаний учащихся.
Разработка информационных образовательных ресурсов
Информационные образовательные ресурсы проектируются и разрабатываются для конкретной образовательной организации, давая ей возможность продуктивно реализовывать освоение образовательной программы и достигать образовательных целей с минимизацией ресурсных, временных и иных затрат.
При разработке информационных образовательных ресурсов учитываются следующие параметры:
- Обоснованность актуальности применения конкретных ресурсов в конкретной форме в условиях образовательного процесса учебного заведения.
- Целевое назначение учебных дисциплин базисного учебного плана стандартам образования соответствующего уровня.
- Научное обоснование деятельности, посредством применения конкретных ресурсов.
- Наличие сведений прикладного и научного направления, в форме изложения, удобной для восприятия и ознакомления педагогов.
- Представление учебной информации путем ее разбиения на логические единицы.
- Практическая содержательность представленной информации, ее целостный и системный характер.
- Качественность программного материала и продуктивность его работы в различных режимах.
- Проблемность изложения информации. Предполагается, что материал, представленный посредством информационных ресурсов, повышает мыслительную активность учащихся.
Разработка информационных образовательных ресурсов реализуется в два этапа:
- Подготовка информации и инструментария. На данном этапе происходит сбор информации, осуществляется ее структуризация, подготавливаются тексты и их представление, посредством мультимедийных технологий.
- Компоновка информации. На данном этапе осуществляется сборка разделов, готовится система контроля освоения данной информации и формируется интерфейс ее представления. Он должен отвечать целях и задачам образования, конкретной области использования данных информационных ресурсов.