Понятие и функциональная роль имитационных игр
Имитационные игры – это особая разновидность игровой деятельности, основанная на сочетании интерактивных, развивающих, учебных игр, ориентированных на развитие мыслительной деятельности учащихся, позволяющих развивать навыки принятия коллективных решений и разрешения проблемных ситуаций на базе индивидуальных подходов в обучении.
Имитационные игры относятся к числу деловых игр. Они предполагают построение определенной модели среды, в которой будут действовать участники. Игра представлена в виде симуляции и, в ней находит отражение поведение учащихся. Компонентами такой игры являются соревновательные процессы и кооперация.
Имитационная игра отражает какой-то деловой процесс. Он может касаться особенностей протекания и метаморфического воплощения реального бизнес-процесса. В игре происходит перенесение или имитация признаков и параметров реального объекта на созданную модель, образец.
Рисунок 1. Имитационная игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В процессе прохождения имитационной игры осуществляется обучение всех ее участников в вымышленном пространстве. Это положительно сказывается на:
- Повышении мотивации учащихся в образовательном процессе, развитии стремления к познанию. Учащиеся вовлекаются в познавательный процесс посредством применения нестандартного, креативного подхода, который увлекает их и развивает их воображение;
- Акцентировании внимания на важных, фундаментальных аспектах, исследуемых процессов и явлений. При этом, незначительным детям не уделяется внимание, они просто не учитываются;
- Рассмотрении своего профессионального предназначения под другим ракурсом. Игры помогают отыскать новые пути решения проблем, которые недоступны для разрешения при классическом подходе.
Имитационные игры предполагают выполнение определенных ролей каждым участником. При этом, они не являются ролевыми и, во многом от них отличаются. Роли не являются ярко выраженными. В них происходит моделирование среды. Также, игра включает в свой состав элементы, принципы, конструкции, технологии, которые характеризуют направление поведения учащихся, их взаимоотношения и взаимодействие. Ролевым играм не присущи такие свойства.
Функциональное значение имитационных игр сводится к следующему:
- Посредством игры, ее использования в педагогическом процессе становится возможным осваивать новые виды и направления деятельности.
- Игра помогает изучить реальные объекты, элементы окружающей среды.
- В игре происходит развитие конкретных навыков и способностей.
- Игра является увлекательным видом деятельности, что позволяет объединить учащихся, сплотить их, укрепить их коллективные взаимоотношения.
- Игра способствует самораскрытию личности учащихся, их самоутверждению, самосовершенствованию своих навыков и умений.
- Игра формирует нормальное восприятие собственной личности и личностей других граждан.
- В процессе игры происходит развитие мыслительных процессов, формируются новые способы мышления, установки, взгляды и идеи.
- В процессе игры происходит оценка текущего состояния развития образовательного процесса, его качества и эффективности, на основе которой осуществляется построение стратегии дальнейшего развития.
- Благодаря игре составляются проекты организации учебно-воспитательного процесса, строятся планы и реализуется управление ими.
- Происходит обучение поведенческим реакциям в различных ситуациях, особенно конфликтов разного характера: бытовых, учебных, трудовых, профессиональных, личностных.
- Формирование адаптационных навыков к социальным процессам, будущей профессиональной деятельности, новым местам учебы и работы.
Имитационные игры позволяют разнообразить процесс обучения, делая его более ярким и живым.
методы обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Имитационные игровые методы обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы прохождения имитационной игры
Имитационные игры бывают различных видов и направлений. Это связано с их целевым назначением, возрастными особенностями учащимися, спецификой тех задач обучения, которые должны быть достигнуты по результатам применения игр.
Независимо от того, какое целевое назначение преследует игра, каковы ее содержание и примененея в учебном процесса, она должна строится на соблюдении ряда принципов:
- Принцип полного погружения. Учащиеся должны полностью увлечься игровым процессом, погрузится в его содержание и тему исследования. Игровой процесс может сопровождаться лекционными материалами, практическими заданиями, самостоятельной работой. Желательно, чтобы игровой процесс длился достаточно длительное время.
- Принцип постепенного вхождения участников в игру. Процесс внедрения в игровой процесс должен быть легким и свободным для любого участника. Поэтому, важно обращать внимание на структурное строение игры, особенности организации каждого ее этапа, методы и приемы организации игровой деятельности.
- Принцип равномерности. Нагрузка должна быть равномерно распределенной по всем этапам протекания учебно-воспитательного процесса. Новые учебные данные должны вводиться постепенно и равномерно.
- Принцип соревновательности. В игре должно быть противостояние и соперничество. Таким образом повышается мотивация учащихся к познанию и проявлению активности, инициативности, развития творческих навыков. Эффективность применения игр в разы повышается и улучшает продуктивность учебно-воспитательного процесса.
- Принцип реальности. Модель среды, которую отражает игра должна максимально отражать свойства реальной. Условия игры должны носить правдоподобный характер, чтобы развивать аналогичное мышление у ее участников.
Этапы прохождения имитационных игр
Весь процесс протекания игровой деятельности, носящей имитационный характер, можно организовать в три основных этапа:
- Мотивационный этап. На этой стадии происходит постепенное введение участников в игру, знакомство с ее целевым назначением и содержанием, условиями прохождения. Также, учащиеся разделяются на группы, получают роли и знакомятся с ними. Изучают те ситуации, которые составляют основу игры и, участниками которых они будут выступать.
- Этап действий. На этой стадии реализуется непосредственно сама игра.
- Этап рефлексии. Здесь осуществляется подведение итогов, анализ и оценка игры, ее целевого достижения, проводятся активные обсуждения между участниками игры и их возвращение к реальности.