Особенности игровых технологий в среднем и старшем школьном возрасте
Средний и старший школьный возраст – это период подросткового детства. На данном этапе у детей возникает обострение потребности в создании своего индивидуального и особенного мира. Подростки стремятся к взрослости, у них очень бурное воображение, хорошо развита фантазия. Многие подростки «живут» в своем вымышленном мире.
Несмотря всю взрослость подростков у детей все равно сохраняется потребность в играх. Однако это уже не сюжетно-ролевые, игры с предметами или подвижные игры, в подростковом возрасте проявляется потребность в деловых и групповых играх.
Особенность игровых технологий в среднем и старшем школьном возрасте, используемых педагогом в образовательном процессе, заключается в том, что игры подростков нацелены на самоутверждение в обществе, развитие коммуникативных навыков. Кроме того, практически все игры подростков имеют юмористическую окраску и стремление к розыгрышу не только участников игры, но и окружающих.
Таким образом, педагог, реализующий игровые технологии в средних и старших классах должен опираться на указанные возрастные особенности и отношение подростков к игре.
Цели и структура игровых технологий в среднем и старшем школьном возрасте
Игровые технологии в среднем и старшем дошкольном возрасте имеют следующие цели:
- мотивация учащихся на обучения, побуждение интереса к теме учебного занятия;
- развитие у подростков коммуникативных навыков, их социализация и самореализация в обществе, развитие самоконтроля;
- осуществление диагностики возможных отклонений в развитие и проведение своевременных коррекционных мероприятий.
По своей природе игра – это такой вид деятельности, который создает различные ситуации, направленные на расширение кругозора ребенка, получение им определенного практического опыта, в рамках которого в последующем складывается и совершенствуется самостоятельное управление собственным поведением.
Педагогическая игра имеет ряд особенностей, выделяющих ее среди других игр:
- четко поставленная обучающая цель;
- ожидание конкретных педагогических результатов и их обоснованность;
- учебно-познавательная направленность полученных результатов.
В структуру игровых технологий, реализуемых педагогом в средних и старших классах, входит целеполагание, планирование, достижение поставленной цели и анализ полученных результатов.
В структуру игры, как обучающего процесса входят:
- роли, которые педагог закрепляет за учащимися;
- игровые действия и их реализация учащимися;
- использование предметов с целью игрового замещения реальных предметов;
- осуществление реальных взаимоотношений между участниками игры;
- содержание (сюжет) игры является областью действительности, которая условно воспроизводится в игре.
Характеристика игровых технологий в среднем и старшем школьном возрасте
В настоящее время наиболее популярными являются деловые игры, которые чаще всего используются педагогом в качестве игровой технологии обучения.
Деловая игра направлена не только на удовлетворение психологических и возрастных потребностей учащихся, но и на решение совокупности образовательных задач (усвоение нового учебного материала, развитие творческих способностей, формирование общенаучных умений и навыков).
Деловая игра – это своеобразный педагогический метод, направленный на моделирование разнообразных производственных и управленческих ситуаций, цель которых обучение детей.
Особенности деловой игры, отличающих ее от других игр заключаются в следующем:
- учет того, что подросток иначе воспринимает окружающий мир и относится к нему;
- субъективная деятельность участников игры в силу их возрастных особенностей и потребностей;
- особенное содержание, направленное на усвоение новых знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности;
- наличие смоделированной социально-педагогической «формы организации жизни».
Использование деловой игры, как игровой технологии обучения детей среднего и старшего школьного возраста заключается в том, что она направлена на решение не конкретной задачи, а комплекса учебных задач. Под комплексом учебных задач понимается подача педагогом нового учебного материала, его усвоение и закрепление учащимися, развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка, формирование у детей общеучебных умений.
Таким образом, деловая игра позволяет детям понять и изучить учебный материл с различных позиций.
В качестве игровых технологий с детьми среднего и старшего возраста применяют различные модификации деловых игр:
Имитационные игры – осуществление имитации определенной деятельности в рамках учебного процесса.
Пример: осуществление имитации делового совещания.
Содержание имитационной игры – сюжет, события, описание структуры и обязательное указание назначения процессов и объектов, которые будут имитировать учащиеся.
Операционные игры – направлены на формирование навыка отработки выполнения определенных специфических операций.
Пример: правила и порядок ведения агитации.
Игры данного типа целесообразно проводить в условиях имитирующих реальные.
Исполнение ролей – отработка тактики поведения, действий, функций и обязанностей конкретного человека. Для реализации данных игр необходима разработка модели-ситуации и обязательно установление правил взаимодействия между участниками.
«Деловой театр» - разыгрывается определенная ситуация поведения человека в конкретной обстановке. В данной игре учащиеся имеют возможность мобилизовать все свои знания, умения, навыки и жизненный опыт, для того чтобы правильно оценить ситуацию и найти оптимальный выход из нее.
5Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.