Сущность познавательных универсальных учебных действий и алгоритм их формирования
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания мира, выстроенная как самостоятельный процесс поиска, исследования, обработки, систематизации, обобщения и использования информации.
Дети всегда пребывают в поиске, открывают что-то новое для себя.
Формирование любого умения в качестве личностного новообразования, включая общеучебные умения, возможно только в деятельности.
Иными словами, чтобы у учеников сформировалось какое-либо универсальное учебное действие (УУД) необходимо действовать следующим образом:
- сформировать первичный опыт выполнения рассматриваемого действия в процессе изучения разных учебных предметов и мотивации;
- сформировать понимание алгоритма выполнения соответствующего УУД, базируясь на имеющемся опыте;
- сформировать умение выполнять освоенное УУД через включение его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин;
- организовать самоконтроль выполнения УУД и его коррекцию, если это необходимо;
- организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Игровые технологии в формировании логических УУД
В возрасте 6-7 лет у детей меняется ведущий тип деятельности с игровой на учебную, что вызывает развитие психологического кризиса, связанного с необходимостью адаптироваться к школе.
Основным психологическим отличием игровой деятельности от учебной является свобода и полная самостоятельность игровой деятельности, то есть ребенок играет только тогда, когда ему этого хочется. Учебная же деятельность базируется на произвольных усилиях ребенка. Он должен делать то, что ему иногда не хочется, так как учебная деятельность базируется на произвольном поведении.
Начало обучения в школе для ребенка ответственный и сложный этап. Игра помогает детям перерабатывать получаемые из окружающего мира переживания и впечатления, так как она представляет наиболее доступный тип деятельности ребенка. Осваивая игровые навыки, у ребенка идет постепенное формирование стремления к общественно-значимой учебной деятельности.
Игры, используемые в начальной школе, могут быть разделены на две большие группы: ролевые и дидактические. Ролевым играм характерно наличие роли, сюжета и игровых взаимоотношений, в которые вступают дети, исполняя роли. Дидактические игры являются более привычным для педагога методом обучения. Они могут быть наглядными, словесными, в которых не используются предметы.
Дидактические игры включают три компонента:
- дидактическую цель – то есть основную цель проведения игры, то, что педагог хочет проверить, какие знания закрепить и уточнить;
- игровое правило – условия игры, определяющие что в игре допустимо, а что нет, за что могут быть начислены штрафные баллы;
- игровое действие – основная канва игры, ее игровое содержание – любое действие, соревнование, работа в ограниченном времени.
Иными словами, дидактическая игра,
- во-первых, выполняет обучающую задачу, которая представляет цель игровой деятельности и по многим характеристикам совпадает с игровой задачей;
- во-вторых, предполагает использование учебного материала, составляющего содержание и на основании него установление правил игры;
- в-третьих, создается взрослыми, ребенок получает ее уже в готовом виде.
Дидактическая игра представляет собой метод обучения, который состоит из двух факторов: учитель объясняет правила игры, подразумевающие развитие логических УУД, а ученики во время игры систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения и навыки, при этом идет развитие познавательного интереса к предмету. В начальной школе могут применяться игры, в которых дети учатся чему-то новому.
Главное условие для проведения дидактической игры - наличие у учащихся представлений, необходимых, чтобы соблюдать правила игры, в связи с чем, игры на развитие логических УУД стоит организовывать не в начале изучения темы, когда дети еще не обладают достаточным багажом знаний, а в конце, когда необходимо проверить усвоенное хорошо, и требующее повторения.
Дидактическую игру можно использовать не на любой ступени обучения, так как они выполняют различные функции. Место игры в структуре урока зависит от цели, с которой учитель планирует ее использовать. Например, дидактическая игра в начале урока может быть применена, чтобы подготовить учеников воспринимать учебный материал, в середине – чтобы активизировать учебную деятельность детей или закрепить и систематизировать новые понятия.
Игры с правилами всегда обладают определенной учебной задачей, которая требует решения. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов сенсорных, этических и практических навыков, уточняет имеющуюся у него информацию об окружающем мире, учится использовать ее в разных ситуациях. Игра и учение объединены одним и тем же способом действий, например, классификацией, сравнением, анализом и пр. Игры с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дадут позитивные результаты, разовьют самоконтроль и самооценку. Иными словами, компоненты учебной деятельности полностью совпадают со структурой игры с правилами.
Игра с правилами и, в первую очередь, дидактическая игра должна занять определенное место в начальном образовании, так как она оказывает положительное влияние на развитие ребенка, его мышление, речь и внимание, способствуя формированию новой ведущей деятельности – учебной.
Главное значение этих игр заключается в следующих аспектах:
- повышение познавательного интереса учеников начальной школы к обучению грамоте;
- каждый урок становится ярче и более эмоционально насыщен;
- активизация учебно-познавательной деятельности учеников начальной школы;
- развитие положительной мотивации учения, произвольного внимания, увеличение работоспособности.