Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Идеи А. С. Макаренко о воспитании в коллективе и через коллектив

Учение А. С. Макаренко о коллективе

В развитие педагогической науки был внесен огромный вклад А.С. Макаренко, который предложил свое видение коллектива и значимости его воздействия на личностное развитие.

Предложенная им теория о коллективе актуальна по сей день. Рассмотрим ее основные положения.

Определение 1

Коллектив – это объединение людей, ориентированное на достижение конкретной цели при реализации какого-то направления деятельности.

Коллектив характеризуется такими чертами, как:

  1. Сплоченность;
  2. Разделение полномочий;
  3. Ответственность;
  4. Общая идея;
  5. Целевое назначение деятельность;
  6. Ориентация на создание общественно полезного продукта;
  7. Непрерывное движение и развитие коллектива.

Макаренко считал движение основой существования и залогом сохранения коллектива. Без движения, динамики и развития коллектив не может существовать и функционировать.

А. С. Макаренко были определены принципы функционирования и стадии развития коллектива. К основным стадиям развития коллектива относятся:

  1. Формирование коллектива. Происходит объединение детей в коллектив. Это реализуется педагогом, который формирует классы, отдельные группы обучения, формирует кружки. Таким образом происходит создание социально-психологической общности людей, объединенных общими интересами и потребностями, характер взаимоотношений которых определяется ориентацией их совместной деятельности и целевым назначением.
  2. Развитие коллективного влияния. На этой стадии происходит развитие коллектива. Он не просто продолжает выполнять требования организатора, но и сам формирует свой актив, который определяет направления деятельности, исходя из ее положительного воздействия на существование и функционирование коллектива. Таким образом, коллектив развивается, приобретая вид целостной системы, компоненты которой способны к самоорганизации и самоконтролю. Коллектив становится способом воспитания конкретных свойств личности подрастающего поколения.
  3. Подъем коллектива или пик его развития. Каждый член коллектива развивается вместе с ним. Происходит расширение требований к собственным способностям и возможностям, их преобладание над требованиями к другим членам коллектива. Это говорит о развитии каждого члена коллектива и его воздействии на формирование высоконравственной всесторонне развитой личности.
«Идеи А. С. Макаренко о воспитании в коллективе и через коллектив» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Что касается признаков сформированного коллектива т.е. такого, который способствует формированию личности, наделенной нравственными ориентирами деятельности, то к ним можно отнести следующие:

  • Непрерывная готовность к действию;
  • Гордость за себя, как часть коллектива и осознание его ценности;
  • Дружеские отношения между членами коллектива;
  • Ощущение надежности и защищенности всеми участниками коллектива;
  • Проявление активности и инициативности участниками коллектива;
  • Терпимость, сдержанность в проявлении эмоций;
  • Идейная общность, которая сплачивает его участников.

Воспитание в коллективе и через коллектив. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Воспитание в коллективе и через коллектив. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспитание в коллективе через различные виды деятельности

Функционирование коллектива сводится к организаторской работе педагога, который руководит деятельностью коллектива, предоставляя ему достаточную свободу для принятия самостоятельных решений.

Коллективная деятельность имеет большой воспитательный потенциал. Для его реализации необходимо непрерывное развитие коллектива, с поиском приоритетных направлений его развития и продвижения вперед. Для этого происходит выбор направлений деятельности коллектива, которые ориентированы на реализацию определенных воспитательных функций.

Среди приоритетных направлений деятельности коллектива можно выделить:

  • Игровая деятельность. Этот вид деятельности имеет важное значение в развитии ребенка. Игра – это основной вид деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста, в ходе которого реализуется его обучение и развитие. Необходимо обеспечить ребенка возможностью игры, а лучше пропитать игрой всю его жизнь и деятельность. Коллективная игра воспитывает дисциплину, эстетические качества, формирует навыки соблюдения правил и ответственность;
  • Трудовая деятельность. Коллективный труд воспитывает трудолюбие и трудовые навыки, которые не являются природными задатками, а формируются в ходе воспитания. Трудовую коллективную деятельность можно начинать с элементарного труда: выполнения простых поручений, сельскохозяйственных работ, которые следует расширять и усложнять по мере развития ребенка. Коллективный труд должен организовываться в творческом ключе, на радостных началах. В труде проявляются свойства личности и ее потенциал;
  • Традиционная деятельность. В основу коллектива, его существования, функционирования и развития должны быть положены традиции. Они помогают в расширении границ деятельности коллектива, сплачивают его членов, формируют чувство гордости, бодрости и оптимизма;
  • Организаторская деятельность. Такая деятельность возможна на поздних стадиях развития коллектива. В ее ходе происходит формирование коллектива, как субъекта воспитания и управления своей деятельностью;
  • Личностно-развивающая деятельность. В этой деятельности происходит становление правильной системы коллективных взаимоотношений, формируется культура поведения учащихся, развивается их гуманистический потенциал.

Методика воспитания через коллектив

Замечание 1

Воспитание коллектива реализуется через внеклассную деятельность, учебную работу, трудовые поручения, игровой досуг и культурно-массовые мероприятия коллектива учащихся.

Чтобы коллективное воспитание имело должный воспитательный эффект, применяется специальная методика воспитания через коллектив. Она ориентирована на воспитание сплоченного коллектива, в основе которой лежат следующие направления деятельности:

  1. Формирование грамотных требований, предъявляемых педагогом к деятельности учащихся.
  2. Воспитание в коллективе активных участников.
  3. Формирование увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественной, эстетической и спортивно-оздоровительной работе коллектива.
  4. Развитие здорового общественного мнения о деятельности коллектива.
  5. Формирование и развитие положительной системы традиций и обычаев коллектива учащихся.

Кроме того, коллектив нужно успешно организовать. Для этого педагогу необходимо сформулировать обоснованные требования к учащимся, чтобы сформировать направленность их поведения и деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 03.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot