Учение А. С. Макаренко о коллективе
В развитие педагогической науки был внесен огромный вклад А.С. Макаренко, который предложил свое видение коллектива и значимости его воздействия на личностное развитие.
Предложенная им теория о коллективе актуальна по сей день. Рассмотрим ее основные положения.
Коллектив – это объединение людей, ориентированное на достижение конкретной цели при реализации какого-то направления деятельности.
Коллектив характеризуется такими чертами, как:
- Сплоченность;
- Разделение полномочий;
- Ответственность;
- Общая идея;
- Целевое назначение деятельность;
- Ориентация на создание общественно полезного продукта;
- Непрерывное движение и развитие коллектива.
Макаренко считал движение основой существования и залогом сохранения коллектива. Без движения, динамики и развития коллектив не может существовать и функционировать.
А. С. Макаренко были определены принципы функционирования и стадии развития коллектива. К основным стадиям развития коллектива относятся:
- Формирование коллектива. Происходит объединение детей в коллектив. Это реализуется педагогом, который формирует классы, отдельные группы обучения, формирует кружки. Таким образом происходит создание социально-психологической общности людей, объединенных общими интересами и потребностями, характер взаимоотношений которых определяется ориентацией их совместной деятельности и целевым назначением.
- Развитие коллективного влияния. На этой стадии происходит развитие коллектива. Он не просто продолжает выполнять требования организатора, но и сам формирует свой актив, который определяет направления деятельности, исходя из ее положительного воздействия на существование и функционирование коллектива. Таким образом, коллектив развивается, приобретая вид целостной системы, компоненты которой способны к самоорганизации и самоконтролю. Коллектив становится способом воспитания конкретных свойств личности подрастающего поколения.
- Подъем коллектива или пик его развития. Каждый член коллектива развивается вместе с ним. Происходит расширение требований к собственным способностям и возможностям, их преобладание над требованиями к другим членам коллектива. Это говорит о развитии каждого члена коллектива и его воздействии на формирование высоконравственной всесторонне развитой личности.
Что касается признаков сформированного коллектива т.е. такого, который способствует формированию личности, наделенной нравственными ориентирами деятельности, то к ним можно отнести следующие:
- Непрерывная готовность к действию;
- Гордость за себя, как часть коллектива и осознание его ценности;
- Дружеские отношения между членами коллектива;
- Ощущение надежности и защищенности всеми участниками коллектива;
- Проявление активности и инициативности участниками коллектива;
- Терпимость, сдержанность в проявлении эмоций;
- Идейная общность, которая сплачивает его участников.
Рисунок 1. Воспитание в коллективе и через коллектив. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Воспитание в коллективе через различные виды деятельности
Функционирование коллектива сводится к организаторской работе педагога, который руководит деятельностью коллектива, предоставляя ему достаточную свободу для принятия самостоятельных решений.
Коллективная деятельность имеет большой воспитательный потенциал. Для его реализации необходимо непрерывное развитие коллектива, с поиском приоритетных направлений его развития и продвижения вперед. Для этого происходит выбор направлений деятельности коллектива, которые ориентированы на реализацию определенных воспитательных функций.
Среди приоритетных направлений деятельности коллектива можно выделить:
- Игровая деятельность. Этот вид деятельности имеет важное значение в развитии ребенка. Игра – это основной вид деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста, в ходе которого реализуется его обучение и развитие. Необходимо обеспечить ребенка возможностью игры, а лучше пропитать игрой всю его жизнь и деятельность. Коллективная игра воспитывает дисциплину, эстетические качества, формирует навыки соблюдения правил и ответственность;
- Трудовая деятельность. Коллективный труд воспитывает трудолюбие и трудовые навыки, которые не являются природными задатками, а формируются в ходе воспитания. Трудовую коллективную деятельность можно начинать с элементарного труда: выполнения простых поручений, сельскохозяйственных работ, которые следует расширять и усложнять по мере развития ребенка. Коллективный труд должен организовываться в творческом ключе, на радостных началах. В труде проявляются свойства личности и ее потенциал;
- Традиционная деятельность. В основу коллектива, его существования, функционирования и развития должны быть положены традиции. Они помогают в расширении границ деятельности коллектива, сплачивают его членов, формируют чувство гордости, бодрости и оптимизма;
- Организаторская деятельность. Такая деятельность возможна на поздних стадиях развития коллектива. В ее ходе происходит формирование коллектива, как субъекта воспитания и управления своей деятельностью;
- Личностно-развивающая деятельность. В этой деятельности происходит становление правильной системы коллективных взаимоотношений, формируется культура поведения учащихся, развивается их гуманистический потенциал.
Методика воспитания через коллектив
Воспитание коллектива реализуется через внеклассную деятельность, учебную работу, трудовые поручения, игровой досуг и культурно-массовые мероприятия коллектива учащихся.
Чтобы коллективное воспитание имело должный воспитательный эффект, применяется специальная методика воспитания через коллектив. Она ориентирована на воспитание сплоченного коллектива, в основе которой лежат следующие направления деятельности:
- Формирование грамотных требований, предъявляемых педагогом к деятельности учащихся.
- Воспитание в коллективе активных участников.
- Формирование увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественной, эстетической и спортивно-оздоровительной работе коллектива.
- Развитие здорового общественного мнения о деятельности коллектива.
- Формирование и развитие положительной системы традиций и обычаев коллектива учащихся.
Кроме того, коллектив нужно успешно организовать. Для этого педагогу необходимо сформулировать обоснованные требования к учащимся, чтобы сформировать направленность их поведения и деятельности.