Сущность художественно-творческой одаренности детей
Одаренность – это совокупность природных задатков, изменяющихся под воздействием целенаправленного обучения и воспитания, которыми определяются пределы развития ребенка.
Как показывает практика, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее будет осуществляться всестороннее развитие ребенка, а также развитие его природных задатков. Из задатков, в результате развивающего воздействия, формируются способности ребенка. Важным компонентом развивающего воздействия является деятельность ребенка, которая должна вызывать у него только лишь положительные эмоции, приносить радость и удовольствие, соответствовать его потребностям.
В настоящее время выделяют большое количество разнообразных форм и видов одаренности. Это связано с тем, что психические возможности ребенка весьма пластичны на разных этапах его возрастного развития и становления. Одним из таких видов является художественно-творческая одаренность.
Художественно-творческая одаренность – это одаренность, которая подразумевает высокие достижения в области художественного творчества - музыке, скульптуре, живописи, актерской деятельности и т. д.
Развитие художественно-творческой одаренности осуществляется в рамках разнообразных кружков, студий, секций, гимназий и т.п.
Дети с художественно-творческой одаренностью:
- Способны творчески выражать свои настроение и чувства.
- В творческих работах способны отразить разнообразие предметного мира, мира людей и животных, различных ситуаций. Не «зацикливают» свое внимание на что-то одно, которое удается им изобразить или выполнить наиболее успешно.
- Серьезно относятся к различным произведениям искусства, в процессе знакомства с ними становятся серьезными и вдумчивыми. Произведение искусства способно надолго привлечь их внимание.
- В свое свободное время охотно занимаются различными видами творчества (лепка, рисование, аппликация). В процессе работы успешно комбинируют краски и разнообразные материалы.
- Во время творческой деятельности стремятся создать произведение, которое имеет очевидное практическое значение (украшение своей одежды, комнаты, предметов быта и т.д.).
- Активно высказывают собственное мнение о произведениях искусства, умеют адекватно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, приводят обоснованные и разумные доводы.
Подходы к развитию художественно-творческой одаренности у детей 9-10 лет
В настоящее время разработано большое количество различных образовательных программ, направленных на развитие у детей 9-10 лет художественно-творческой одаренности. В основе каждой программы заложен индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его одаренности и творческой направленности.
Несмотря на то, что программа одаренности предусматривает технологию индивидуального подхода к каждому ребенку, в общем ее содержание схоже с обычной программой развития и включает в себя:
- Определение вида и направленности художественно-творческой одаренности ребенка (музыка, рисование, танцы и т.д.), выявление его личностных качеств, способностей и особенностей.
- Определение и установление долгосрочных и краткосрочных целей развития художественно-творческой одаренности, формулировка основной цели, нахождение наиболее эффективных путей ее достижения.
- Определение времени, необходимого для усвоения ребенком необходимых знаний, умений и навыков.
- Определение способов результативности деятельности ребенка.
Сложность применения технологии индивидуального развития художественно-творческой одаренности у детей 9-10 лет заключается в том, что они не учитывают возрастную специфику детей. Объясняется это тем, что каждый ребенок неповторим и находится на определенной ступени художественно-творческого развития. Именно поэтому основной задачей педагога является выявление возможностей каждого ребенка, с целью создания самых благоприятных условий развития одаренности.
Условия развития художественно-творческой одаренности у детей 9-10 лет
Можно выделить следующие психолого-педагогические условия индивидуального подхода к развитию художественно-творческой одаренности:
- Обновление и обогащение окружающей среды, в которой одаренной ребенок обучается, воспитывается и развивается, посредством разнообразных новых предметов и стимулов. Это необходимо для развития у одаренных детей любознательности, творческой активности и художественных способностей.
- Применение в работе с детьми нетрадиционных приемов, техники материалов.
- Создание благоприятной и комфортной психологической атмосферы, основанной на доброжелательности со стороны педагога. Каждый ребенок должен иметь возможность свободно высказать свои мысли и идеи задать волнующий его вопрос и получить на него обоснованный ответ.
- Художественно-творческая деятельность должна быть заслуженно оценена.
- Педагог собственным примером должен показывать детям творческий подход к решению разнообразных проблем.
- Ни в коем случае не сдерживать инициативу ребенка, не давать ему указаний или ограничений в его художественно-творческой деятельности. Помощь необходимо оказывать в виде ненавязчивых наставлений. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.
Большое значение имеют личные качества педагога, который организует работу с одаренными детьми. Для того, чтобы данная работа была действительно эффективна, педагог должен обладать следующими личностными качествами:
- Творческие способности, умение решать проблемы нестандартно, свободной выбирать методы, формы и способы обучения.
- Профессиональная компетентность, стремление постоянно расширять и углублять свои знания.
- Чувствительность и чуткость по отношению к детям, их переживаниям и потребностям.
- Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения.
Итогом работы с одаренными детьми является позитивная динамика их творческих достижений.