Понятие художественно-развивающей среды
Художественно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая функционально моделирует содержание его духовного и физического развития.
Важная задача ДОУ – осмыслить особенности развивающей среды, которая должна посредством своего содержания и свойств обеспечить:
- творческую деятельность каждого ребенка;
- воспитать духовно богатую и физически здоровую, эстетически развитую личность, способную проявлять и развивать художественные способности, собственную активность и реализовывать себя максимально полно в школьном обучении.
Художественно-развивающая среда дошкольного учреждения – это целесообразно организуемая совокупность материальных объектов и предметов, которых находятся в определенных пространственных взаимоотношениях и непосредственно включаются в контекст развития ребенка.
В процессе проектирования художественно-развивающей среды в качестве средства подготовки детей-дошкольников к школьному обучению, необходимо учесть:
- психологические закономерности развития старших дошкольников;
- что развитие и формирование детской личности протекает в деятельности, которая постоянно меняет свое психологическое содержание;
- воздействие ведущей деятельности на все остальные;
- соответствие среды детским возможностям, граничащее с переходом на последующий этап его развития – школьное обучение, то есть создание зоны ближайшего психического развития;
- структуру когнитивной сферы детей;
- информативность среды, которая удовлетворяет потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении;
- личностно-ориентированное взаимодействие детей со взрослыми;
- общую активность детей, удовлетворение их желания действовать.
Компоненты художественно-развивающей среды ДОУ
Основываясь на задачах формирования художественно-творческих способностей детей, следует руководствоваться следующими принципами организации развивающей среды:
- Педагогическая адекватность среды, то есть содержание среды должно соответствовать статусу ДОУ и программно-методическому комплексу, имеющемуся в ДОУ.
- Сочетание центров среды в группе. Художественно-развивающую среду в старшей группе необходимо организовывать так, чтобы у каждого ребенка была возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования в соответствии с принципом нежесткого центрирования поможет детям объединяться в группы по интересам и полоролевому принципу, уровню развития.
- Информированность среды - состоит из разнообразия тематик, комплексности, многообразия материалов и игрушек. Ориентиры подбора материала – это основные направления развития детей-дошкольников, виды деятельности и области знания. Среда должна быть информативной, сбалансированной, каждый элемент иметь педагогическую ценности. Например, можно оборудовать игротеку для самостоятельных игр детей в старшей группе, в ней сосредоточить игры на развитие логических действий сравнения, классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование и ориентировку по схемам и моделям.
- Обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, которыми обеспечивается разнообразие деятельности ребенка и его творчество. Обогащение материала и его разнообразие должно соответствовать возрасту, особенностям и интересам детей, периоду обучения и требованиям реализуемой программы. Наукоемкость ориентируется на научно обоснованные теории, соблюдение принципов построения художественно-развивающей среды и введение новых элементов среды на основании изученной методической и научной литературы.
- Вариативность материала. Статичные игрушки образуют содержание пространства, которое не стимулирует творческого поведения. Среду не нужно завершать, она должна периодически преобразовываться, обновляться, учитывая специфику детского восприятия, стимулирования физической, творческой и интеллектуальной активности детей, побуждая к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.
Сочетание новых и традиционных компонентов среды, предполагающее внесение или создание нового, неизвестного для стимулирования активности, детского творчества. Новыми компонентами среды могут выступать:
- тематические выставки;
- минимузеи;
- оформление по сезону;
- выставки детского творчества.
Обеспечение составных элементов среды, соотносимость с макро- и микропространством детской деятельности. С позиции психолого-педагогических требований, развивающая среда ДОУ должна строиться, учитывая возможности ребенка по общению не только с детьми одного возраста, но и в разных сообществах, не только с педагогом, но и с другими взрослыми. Обогащению детского развития в ДОУ способствует специально создаваемое макропространство. Среда образовательного учреждения должна быть связана с ее частями и окружающей средой, целостной, чтобы ребенок могу свободно заниматься разными видами деятельности и взаимодействовать друг с другом.
Здоровьесберегающая ориентация среды: обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности и многофункциональности. В первую очередь, это удобное размещение зон для коллективной и индивидуальной деятельности. Это возможно благодаря изделиям из пластмассы: открытым легким стеллажам, этажеркам, комодам, контейнерам и пр. Все это может быть использовано по-разному:
- в качестве разделителей пространства;
- как емкость для хранения атрибутов;
- в качестве маркеров игрового пространства;
- в качестве мебели для разных центров;
- как площадку демонстрации детского творчества.
Обеспечение эстетической направленности. При организации предметно-пространственной среды отмечают сложную, многоплановую и высокотворческую роль педагога. Предметно-пространственная среда и процесс формирования творческой личности детей идет в единой системе сотворчества, которое организуется в соавторстве педагога и ребенка.