Понятие и сущность художественно-эстетического развития дошкольников
Художественно-эстетическое развитие – это процесс развития предпосылок ценностно-смыслового понимания и восприятия произведений искусства, формирование эстетического отношения к окружающему миру и элементарных представлений о видах искусства, реализацию собственного творческого потенциала.
Художественно-эстетическая деятельность по своей природе является специфической деятельностью, в которой каждому ребенку предоставляется возможность раскрыть собственный потенциал, показать свои способности, посредством конкретного продукта деятельности (поделки, рисунки, аппликации и т.д.).
Концепция дошкольного образования ставит перед воспитателями и педагогами четкие задачи, решение предусматривает художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, а также развитие в них творческого начала, необходимо для дальнейшей жизнедеятельности.
В соответствии с Концепцией ДО, к воспитателям предъявляется ряд требований, а именно наличие определенных компетенций, необходимых для всестороннего художественно-эстетического развития детей дошкольников:
- Умение устанавливать рабочие отношения с каждым ребенком, основанные на взаимном доверии и уважении.
- Уважительное отношение к личности каждого воспитанника.
- Уважить выбор и потребности каждого воспитанника.
В соответствии с ФГОС ДО к художественно-эстетической деятельности, направленной на развитие ребенка в рамках ДОУ относится:
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
- Музыкальная деятельность, включающая в себя музыкальное восприятия (прослушивание музыкальных произведений, знакомство с музыкальными инструментами, обучение игре на музыкальных инструментах и т.д.).
- Художественная литература (слушание художественных произведений, их чтение, обсуждение и т.д.).
Задачи художественно-эстетического воспитания детей разных возрастных групп ДОУ
Задачи художественно-эстетического воспитания детей младшей группы ДОУ:
- Осуществление всесторонней подготовки к восприятию художественных произведений искусства.
- Осуществление детей к посещению культурно-эстетических мест: театр, кино, музей, выставка и т.п.
- Приобщение к декоративным видам деятельности.
- Ознакомление с музыкальными и художественными жанрами.
- Способствование развитию музыкальных способностей.
- Формирование интереса к художественной деятельности, знакомство с разными техниками рисования.
- Пересказ знаменитых произведений с опорой на иллюстрации и картинки.
Основные задачи художественно-эстетического воспитания детей средней и старшей группы ДОУ:
- Формирование у детей интереса к различным видам искусства, приобщение к эстетическому восприятию искусства.
- Ознакомление детей с профессиями художника, певца, композитора, артиста и т.д.
- Ознакомление с архитектурой.
- Закрепление знаний, полученных в младшей группе о книге, книжных иллюстрациях и т.д.
- Продолжение развития интереса к изобразительной деятельности, посредством обогащения представлений детей о видах искусства
- Продолжать развивать интерес к аппликации, лепке, рисованию и т.д. Знакомство с новыми техниками.
- Учить узнавать песни в процессе прослушивания мелодии, выполнять танцевальные движения и играть не музыкальных инструментах.
Условия успешного художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Успешность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках ДОУ зависит от соблюдения воспитателями ряда обязательных условий:
- Осуществление тесной взаимосвязи учебных занятий с различными видами искусства.
- Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам
- Организация взаимосвязи развития и творчества, как одного из важнейших факторов формирования творческой личности.
- Создание необходимых условий для освоения детьми всех доступных средств художественной выразительности.
- Интеграция различных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности воспитанников.
- Создание насыщенной эстетически развивающей среды в групповом пространстве ДОУ.
- Организация дополнительных занятий и кружков художественно-эстетической направленности.
При организации учебных занятий, направленных на художественно-эстетическое развитие детей, воспитатель должен соблюдать следующую структуру занятия:
- Обследовательская часть занятия – воспитатель знакомит детей с образцом, который впоследствии им придется повторить, показывает аналогичные художественные произведения. Детям дается время и возможность не только рассмотреть образец, но и потрогать, ощупать, обвести контуру.
- Исполнительская часть занятия - дети работают самостоятельно. Воспитатель при необходимости помогает, направляет, поправляет и т.д.
- Оценочная часть занятия – педагог, совместно с детьми сравнивает получившиеся у них работы с образцом, обсуждают у кого что получилось, а в чем были затруднения, на что необходимо обратить внимание и т.д.
В зависимости от времени года, прошедших или предшествующих праздников, занятия художественно-эстетической направленности могут быть приурочены к какому-то событию и иметь конкретную тему.
Например, изготовление бумажных снежинок для елки, открыток на 8 марта и 23 февраля.
Кроме того, для успешной реализации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, группа ДОУ должна иметь для этого все необходимое оборудование и материалы, находящиеся в свободном доступе для детей:
- Музыкальные инструменты – чаще всего в группе ДОУ воспитатели организуют шкаф или несколько полок, на которых размещаются музыкальные инструменты (пианино, бубен, дудка, гармошка и т.п.).
- Цветные карандаши и бумага – являются одними из наиболее востребованных материалов, поэтому чаще всего располагаются на специально отведенных для рисования столиках.
- Художественные произведения – полки с книгами, размещение иллюстраций в группе и т.д.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.