Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Понятие и сущность художественно-эстетического развития дошкольников

Определение 1

Художественно-эстетическое развитие – это процесс развития предпосылок ценностно-смыслового понимания и восприятия произведений искусства, формирование эстетического отношения к окружающему миру и элементарных представлений о видах искусства, реализацию собственного творческого потенциала.

Художественно-эстетическая деятельность по своей природе является специфической деятельностью, в которой каждому ребенку предоставляется возможность раскрыть собственный потенциал, показать свои способности, посредством конкретного продукта деятельности (поделки, рисунки, аппликации и т.д.).

Замечание 1

Концепция дошкольного образования ставит перед воспитателями и педагогами четкие задачи, решение предусматривает художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, а также развитие в них творческого начала, необходимо для дальнейшей жизнедеятельности.

В соответствии с Концепцией ДО, к воспитателям предъявляется ряд требований, а именно наличие определенных компетенций, необходимых для всестороннего художественно-эстетического развития детей дошкольников:

  1. Умение устанавливать рабочие отношения с каждым ребенком, основанные на взаимном доверии и уважении.
  2. Уважительное отношение к личности каждого воспитанника.
  3. Уважить выбор и потребности каждого воспитанника.

В соответствии с ФГОС ДО к художественно-эстетической деятельности, направленной на развитие ребенка в рамках ДОУ относится:

  1. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
  2. Музыкальная деятельность, включающая в себя музыкальное восприятия (прослушивание музыкальных произведений, знакомство с музыкальными инструментами, обучение игре на музыкальных инструментах и т.д.).
  3. Художественная литература (слушание художественных произведений, их чтение, обсуждение и т.д.).

Задачи художественно-эстетического воспитания детей разных возрастных групп ДОУ

Задачи художественно-эстетического воспитания детей младшей группы ДОУ:

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Осуществление всесторонней подготовки к восприятию художественных произведений искусства.
  2. Осуществление детей к посещению культурно-эстетических мест: театр, кино, музей, выставка и т.п.
  3. Приобщение к декоративным видам деятельности.
  4. Ознакомление с музыкальными и художественными жанрами.
  5. Способствование развитию музыкальных способностей.
  6. Формирование интереса к художественной деятельности, знакомство с разными техниками рисования.
  7. Пересказ знаменитых произведений с опорой на иллюстрации и картинки.

Основные задачи художественно-эстетического воспитания детей средней и старшей группы ДОУ:

  • Формирование у детей интереса к различным видам искусства, приобщение к эстетическому восприятию искусства.
  • Ознакомление детей с профессиями художника, певца, композитора, артиста и т.д.
  • Ознакомление с архитектурой.
  • Закрепление знаний, полученных в младшей группе о книге, книжных иллюстрациях и т.д.
  • Продолжение развития интереса к изобразительной деятельности, посредством обогащения представлений детей о видах искусства
  • Продолжать развивать интерес к аппликации, лепке, рисованию и т.д. Знакомство с новыми техниками.
  • Учить узнавать песни в процессе прослушивания мелодии, выполнять танцевальные движения и играть не музыкальных инструментах.

Условия успешного художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Успешность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках ДОУ зависит от соблюдения воспитателями ряда обязательных условий:

  1. Осуществление тесной взаимосвязи учебных занятий с различными видами искусства.
  2. Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам
  3. Организация взаимосвязи развития и творчества, как одного из важнейших факторов формирования творческой личности.
  4. Создание необходимых условий для освоения детьми всех доступных средств художественной выразительности.
  5. Интеграция различных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности воспитанников.
  6. Создание насыщенной эстетически развивающей среды в групповом пространстве ДОУ.
  7. Организация дополнительных занятий и кружков художественно-эстетической направленности.

При организации учебных занятий, направленных на художественно-эстетическое развитие детей, воспитатель должен соблюдать следующую структуру занятия:

  1. Обследовательская часть занятия – воспитатель знакомит детей с образцом, который впоследствии им придется повторить, показывает аналогичные художественные произведения. Детям дается время и возможность не только рассмотреть образец, но и потрогать, ощупать, обвести контуру.
  2. Исполнительская часть занятия - дети работают самостоятельно. Воспитатель при необходимости помогает, направляет, поправляет и т.д.
  3. Оценочная часть занятия – педагог, совместно с детьми сравнивает получившиеся у них работы с образцом, обсуждают у кого что получилось, а в чем были затруднения, на что необходимо обратить внимание и т.д.
Замечание 2

В зависимости от времени года, прошедших или предшествующих праздников, занятия художественно-эстетической направленности могут быть приурочены к какому-то событию и иметь конкретную тему.

Например, изготовление бумажных снежинок для елки, открыток на 8 марта и 23 февраля.

Кроме того, для успешной реализации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, группа ДОУ должна иметь для этого все необходимое оборудование и материалы, находящиеся в свободном доступе для детей:

  • Музыкальные инструменты – чаще всего в группе ДОУ воспитатели организуют шкаф или несколько полок, на которых размещаются музыкальные инструменты (пианино, бубен, дудка, гармошка и т.п.).
  • Цветные карандаши и бумага – являются одними из наиболее востребованных материалов, поэтому чаще всего располагаются на специально отведенных для рисования столиках.
  • Художественные произведения – полки с книгами, размещение иллюстраций в группе и т.д.
Замечание 3

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.

Дата последнего обновления статьи: 23.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot