Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристика произносительных расстройств дошкольников с ОНР

Характеристика детей с ОНР

Определение 1

ОНР – это совокупность сложных речевых расстройств, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речи, включая звуковую и смысловую ее стороны, то есть фонетику, лексику и грамматику.

ОНР может встречаться при сложных формах детских речевых патологий, например, алалии или афазии, а также при ринолалии или дизартрии.

Несмотря на разную природу дефектов, ОНР обладают рядом типичных проявлений, указывающих на системное нарушение речевой функции:

  • позднее появление речи, когда первые слова произносятся только в 3-4 года;
  • речь отличается аграмматичностью и недостаточным фонетическим оформлением;
  • экспрессивная речь развита хуже импрессивной, то есть дети понимают обращенную к ним речь, но самостоятельно не могут озвучивать свои мысли;
  • речь детей с ОНР малопонятна.

Когда говорят про ОНР, обычно подразумевают расстройства речи детей с сохраненным слухом и интеллектом. Это связано с тем, что если нарушен слух или интеллект, речевое недоразвитие возникает обязательно, но ОНР все же выступает в качестве вторичного дефекта. В связи с этим необходимо дифференцировать ОНР и другие состояния, как более легкие, например, темповая задержка речевого развития, которая обычно не имеет к ОНР никакого отношения, так и более тяжелые расстройства, например, олигофрения или задержка развития речи детей со сниженным слухом, когда ОНР является вторичным дефектом.

Причины возникновения ОНР

К причинам возникновения ОНР относят инфекции или интоксикации, включая ранний и поздний токсикоз матери во время беременности, несовместимость резус-фактора или группы крови матери и плода, патологии натального периода, то есть родов, включающие родовые травмы и патологии в родах, заболевания ЦНС, травмы мозга в первые годы жизни детей.

Вместе с этим ОНР может обуславливаться неблагоприятными условиями обучения и воспитания, может быть связано с психической депривацией, то есть лишением или ограничением возможностей удовлетворять жизненно важные потребности в сензитивном периоде, когда возрастной интервал индивидуального развития ребенка, при прохождении которого внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическому воздействию окружающего мира, периоды речевого развития.

«Характеристика произносительных расстройств дошкольников с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Зачастую ОНР – следствие комплексного воздействия разных факторов, таких как: наследственная предрасположенность, органическая недостаточность ЦНС, иногда легко выраженная, неблагоприятное социальное окружение.

Наиболее сложный и стойкий вариант – ОНР, которое обусловлено ранним поражением мозга, возникшим во время беременности, родов или в первый год жизни ребенка.

У всех детей с ОНР отмечено нарушение процесса звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в процессе формирования словарного запаса и грамматического строя речи.

Недоразвитие речи детей может выражаться в разной степени, начиная от полного отсутствия речи и до незначительных отклонений в развитии. Учитывая степень несформированности речи, принято выделять четыре уровня ее недоразвития.

  • Первый уровень – отсутствие речи, так называемые безречевые дети. На этом уровне дети используют преимущественно лепетные слова, звукоподражание, отдельные существительные и глаголы бытового содержания, обрывки лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано и достаточно неустойчиво. Зачастую ребенок подкрепляет свои высказывания жестами и мимикой. Аналогичное состояние речи может наблюдаться у детей с умственной отсталостью. При этом дети с первичным недоразвитием речи имеют ряд черт, которые позволяют отличить их от детей с олигофренией, то есть умственно отсталых детей. В первую очередь это затрагивает объем пассивного словаря, который существенно больше активного словаря. У детей с умственной отсталостью такой разницы не отмечено. Дети с ОНР, в отличие от детей с олигофренией, чтобы выразить собственную мысль используют дифференцированные жесты и выразительную мимику. Они характеризуются большой инициативностью речевого поиска в процессе общения, а с другой стороны – достаточно критично относятся к своей речи.
  • Второй уровень речевого развития характеризуется зачатками общеупотребительной речи и знаменуется тем, что помимо жестов и лепета, у детей появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Вместе с этим дети начинают различать некоторые грамматические формы. Но это происходит только по отношению к словам с ударным окончанием и относится только к отдельным грамматическим категориям. Этот процесс достаточно неустойчивый, и грубое недоразвитие речи у данной категории детей достаточно ярко проявляется.
  • Третий уровень развития речи характеризуется присутствием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети на этом уровне могут контактировать с окружающими, но только в присутствии родителей или воспитателей, которые будут вносить соответствующие пояснения. Даже звуки, которые дети умеют правильно произносить, в самостоятельной речи звучат достаточно нечетко.
  • Четвертый уровень характеризуется незначительными изменениями во всех компонентах языка. У детей отсутствуют яркие нарушения звукопроизношения, отмечаются только недостатки в дифференциации звуков и своеобразные нарушения слоговой структуры. Дети понимают значения слов, но не может удержать в памяти фонематический образ, из-за чего звуконаполняемость искажается в разных вариантах:

    • персеверация – упорное повторение одного слога;
    • перестановка звуков и слогов в слове;
    • элизия – сокращение гласных при стечении;
    • парафазии – замена слогов;
    • пропускание слогов;
    • добавление лишних звуков.

Все это может прослеживаться в сравнении с нормой, таким образом, четвертый уровень определяется на основании соотношения нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости.

Дата последнего обновления статьи: 18.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot